Подвоз продовольствия водным путем через Азовское море к северному побережью Крымского полуострова не был организован. Не были использованы для снабжения войск предназначенные к экспорту большие запасы хлеба (около миллиона четвертей), находившиеся к началу Крымской войны в приазовских портах. Причиной этому было то, что военные требования не распространялись на крупных хлеботорговцев, которым нужны были не квитанции, а наличные деньги в золотой или серебряной валюте.
Общегосударственными мероприятиями можно было организовать подвоз водным путем по Дону и Азовскому морю к северным берегам Крыма, ибо флот противника в Азовское море не входил. Но отсутствие в то время развитого речного и морского транспорта помешали использовать водные пути для подвоза материальных средств, необходимых армии.
Тем не менее, в ходе войны осуществлялись широкомасштабные воинские перевозки корабельным флотом на Черном и Балтийском морях, а также по Дунаю.
Русская армия из-за плохого развития и состояния военных сообщений и организации подвоза материальных средств испытывала постоянный недостаток в вооружении, боеприпасах, продовольствии, обмундировании и снаряжении, несла огромные потери в личном составе.
Несмотря на героические действия Русской армии и талант военачальников, таких как П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, Россия потерпела поражение и согласно мирному договору от 18 марта 1856 г. лишалась права иметь на Черном море флот и военно-морские базы, уступила Турции территорию Южной Бессарабии и другие земли.
Крымская война явилась важным этапом в развитии военного искусства. Поражение России в войне явилось результатом экономической, политической и военной отсталости. Одной из причин поражения также стало отсутствие развитой сети железных дорог для быстрой переброски войск в районы боевых действий, а также бездарность военно-политического руководства. Поэтому в 1860–1870 гг. правительство стало выделять на ускоренное строительство железных дорог около двух третей бюджета страны. В этот же период было проведено ряд давно назревших реформ, в том числе и в армии.
Существенный рост воинских перевозок потребовал более четкой регламентации всех возникающих при этом вопросов.
В 1860 г. был учрежден «Особый комитет», основной задачей которого была выработка руководящих документов по перевозке воинских грузов. В состав комитета вошли представители от военного ведомства, Главного управления путей сообщения и публичных зданий, а также от управлений железнодорожных обществ. В своей работе комитет использовал опыт и материалы 1-го отделения департамента Генерального штаба и Главного управления путей сообщения и публичных зданий. В результате проделанной работы было составлено «Положение о перевозках по железным дорогам войск», которое было введено в действие в 1862 г. Оно предусматривало организацию перевозок «как разных частей войск, штатных и нештатных команд и отдельно следующих военных чинов, так и воинских тяжестей». Оно вводилось «в виде опыта на три года, для руководства по перевозке войск по всем железным дорогам Империи». Положением устанавливалось в качестве проездных документов для военнослужащих бланки особой формы, определялся порядок их расходования и отчетности. В организации воинских перевозок принятие этого положения было значительным шагом вперед, так как до этого при перевозке различных родов войск и грузов, департаментом Генерального штаба каждый раз разрабатывались отдельные положения.
В этот период под общим руководством созданного Главного общества российских железных дорог началось строительство четырех железнодорожных магистралей:
• Санкт-Петербург – Варшава;
• Москва – Нижний Новгород;
• Москва – Орел – Харьков – Феодосия;
• Орел – Либава (Лиепая).
В 1862 г. в России были образованы первые военные округа, что облегчало управление войсками, их подготовку и перемещение. Первоначально было образовано 14 военных округов. Рабочим органом командующего округом стал штаб (военно-окружное управление), который состоял из окружного управления генерал-квартирмейстера, окружного управления дежурного генерала и окружного управления начальника военных сообщений. В составе военных сообщений округов находились железнодорожные и дорожные части и подразделения.
К шестидесятым годам XIX века бурное развитие промышленности потребовало образования надежной транспортной системы.
15 июня 1865 г. император Александр II издал Указ «Об учреждении Министерства путей сообщения России». Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф – Главному почтовому департаменту. В МПС был сохранён департамент железных дорог, и создано Управление главного инспектора частных железных дорог.
Первым министром путей сообщения был назначен Павел Петрович Мельников – выдающийся ученый, талантливый инженер и организатор. Его перу принадлежит первая в России книга «О железных дорогах», многочисленные монографии, статьи, которые охватывают широкий круг разнообразных вопросов, касающихся железных дорог. Труды П. П. Мельникова положили начало железнодорожной науке, многим теоретическим разработкам, которые он претворял в жизнь при руководстве строительством железнодорожных линий. Благодаря Мельникову Министерство путей сообщения становится одним из самых авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считается одной из самых престижных. Будучи профессором, П. П. Мельников воспитал плеяду выдающихся инженеров. Одним из них был адмирал Константин Николаевич Посьет – министр путей сообщения с 1874 по 1888 г., с именем которого тесно связано строительство железных дорог в европейской части России. В период работы Посьета министром формировалась железнодорожная сеть со сквозными направлениями в Донбассе и Полесье, на Северном Кавказе и Закавказье с выходами на Волгу, к Уралу и в Среднюю Азию.
Посьет Константин Николаевич, генерал-адъютант, адмирал, родился в 1819 г. Его предок, Possuet de Rossiet (в русских документах Поссиет, Пассет, Пассиет и пр.), по приглашению Петра Великого приехал в Россию из Франции и много лет трудился над разведением виноградников около Астрахани. Окончив курс в Морском кадетском корпусе, Посьет плавал в морях Белом и Балтийском. Труд его «Артиллерийское учение» (1847), рассматривающий правила артиллерийской практики иностранных флотов, имел влияние на увеличение боевой силы наших военных судов, что и незамедлило сказаться в наших битвах у берегов Кавказа. Другой труд Посьета «Вооружение военных флотов» (1849; 2-е изд. 1851) был увенчан Демидовской премией. Назначенный командиром учебного артиллерийского корабля «Прохор», Посьет применил на нем все придуманные им улучшения. Когда на адмирала Путятина возложено было заключение торгового договора с Японией, Посьет отправился с ним на фрегате «Паллада» (плавание которого описал И. А. Гончаров); позже он вновь посетил Японию для обмена трактатами. В чине капитана 1 ранга Посьет назначен был состоять наставником при великом князе Алексее Александровиче и с тех пор постоянно совершал летом морские плавания (1858 по 1865 г.) по Балтийскому морю и у берегов России; с 1866 по 1868 г. Посьет ходил вместе со своим августейшим воспитанником в Средиземное море и Атлантический океан, а в 1871 г. посетил Америку, Канаду, Китай, Японию, Сибирь. Этим плаванием завершилось морское образование великого князя, к которому до его совершеннолетия Посьет был назначен попечителем.
С 1874 по 1888 г. Посьет был министром путей сообщения. В этом звании он организовал особые «описные партии», работы которых послужили к исправлению и улучшению многих наших рек; для облегчения судоходства на внутренних водах назначены моряки в судоходные инспекции, для тех же целей учреждены водомерные посты, метеорологические станции и судоходные съезды; произведено много гидротехнических работ. При Посьете выстроено 9085 веток железнодорожных путей, выработан и утвержден общий «Устав российских железных дорог», положено начало урегулированию железнодорожных тарифов, расширены каналы Очаковского бара и Керчь-Еникальского пролива, устроены новые каналы: Сяский, Свирский, Мариинский, открыт Морской канал в Петербурге, произведено множество промеров наших гаваней и рек. С 1888 г. Посьет состоял членом Государственного совета. Участвовал в учреждении Общества спасения на водах и постоянно следил за развитием этого дела. По его мысли на реках и озерах были устроены зимние спасательные посты.
Дальнейшее техническое усовершенствование железных дорог и их непрерывный рост обеспечил значительное увеличение перевозок, в том числе и воинских. Техническое усовершенствование железных дорог и их непрерывный рост обеспечил значительное увеличение перевозок, в том числе и воинских.
К 1865 г. общая протяженность железных дорог России составляла около 4000 км. Такая ситуация открывала более широкие возможности для выполнения воинских перевозок в интересах обороны. Об этом писал в 1864 г. Н. Н. Обручев – русский генерал от инфантерии, почетный член Петербургской академии наук, один из разработчиков плана войны с Турцией: «Ясно, что железные пути должны составлять существенный элемент нашей обороны».
По мере постепенного развития железнодорожного транспорта, увеличения протяженности и интенсивности движения поездов к середине 1860-х годов эксплуатационные военные железнодорожные подразделения стали расформировывать, а их функции стали передавать частным компаниям (обществам). Таким образом, в ходе перевозок воинские команды и отдельные военнослужащие были вынуждены самостоятельно вступать в отношения с железнодорожной администрацией. Отсутствие постоянных полномочных представителей военного ведомства на транспорте создавало неразбериху, затрудняло организацию контроля за ходом выполнения воинских перевозок. Командированные в пункты погрузки (выгрузки) войск на железных дорогах офицеры Генерального штаба, плохо зная организацию работы железнодорожного транспорта, не могли ликвидировать эти недостатки.
1 мая 1867 г. Высочайшим указом под председательством начальника Главного штаба был учреждён «Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою». Его управляющий делами назначался заведующим передвижением войск по всем путям сообщения России (ЗР) с подчинением создаваемых на них линейных органов военных сообщений. Первым заведующим передвижением войск по железным дорогам и водным путям империи был назначен генерал от инфантерии Михаил Николаевич Анненков.
В Приказе военного министра от 6 июня 1868 г. № 183 устанавливалось:
«Для обсуждения всех вопросов, относящихся до перевозок войск по железным дорогам и водным путям, учредить при Главном штабе, под председательством оного, Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою, назначив в состав этого комитета членами: генералов и офицеров Главного штаба, членов ведомства путей сообщения и уполномоченных агентов от тех управлений железных дорог и пароходных обществ, которые находятся или имеют свои конторы в Санкт-Петербурге».
На этот комитет были возложены:
• планирование и организация текущих воинских перевозок;
• составление различных руководящих документов;
• рассмотрение поступающих предложений и изобретений;
• производство и изучение опытов, связанных с воинскими перевозками;
• собирание и рассмотрение сведений о железных дорогах и водных путях сообщения;
• подготовка планов мобилизационных перевозок и др.
Этим приказом Военного министерства были учреждены и должности заведующих передвижением войск на линиях железных дорог и водных путях. Первые назначения заведующих передвижением войск состоялись в августе 1868 г.
Первые постоянные представители военного ведомства, именуемые «наблюдающими за отправлением войск», были назначены в 1867–1868 гг. в Москву, Тверь, Нижний Новгород, Ковно, Гродно, Варшаву и на другие крупные железнодорожные станции, в морские и речные порты. Так, в 1867–1868 гг. в ведении Главного (Генерального) штаба была создана штатная структура линейных органов военных сообщений на железных дорогах и водных путях России. На должности заведующих передвижением и наблюдающих за отправлением войск назначались офицеры Генерального штаба. Для их подготовки в Академии Генерального штаба в 1868 г. был включен специальный курс и составлен учебник по изучению военных сообщений и организации воинских перевозок.
Таким образом, организационная структура службы военных сообщений на видах транспорта России, включающая в современном понятии центральные и линейные органы, была учреждена 6 июня 1868 г. (Таким образом, памятные даты, к которым приурочена настоящая книга, включают в себя и 140-летие формирования структуры службы военных сообщений.)
При образовании военных округов в них также создавались окружные, а в действующей армии – полевые управления военных сообщений. В их состав входили военно-дорожное, этапное и почтово-телеграфное отделения. Этапное отделение осуществляло руководство этапами на грунтовых дорогах и военной полицией в районе путей сообщения, а также организовывало гражданское управление на освобождаемых от противника территориях. Отделение почт и телеграфов занималось устройством полевых почт и телеграфных линий между штабами и обеспечивало их связь с телеграфной сетью страны, а также своевременную доставку военной корреспонденции. Военно-дорожный отдел ведал устройством и эксплуатацией сухопутных и водных путей сообщения на театре военных действий, организацией своевременного выполнения воинских перевозок.
В соответствии с «Положением о полевом управлении войск» 1868 г. были уточнены полномочия инспектора военных сообщений на театре военных действий, который подчинялся непосредственно начальнику штаба действующей армии.
При инспекторе военных сообщений состояли штаб и обер-офицеры, а также инженеры путей сообщения, осуществляющие военный и технический контроль над эксплуатацией находящихся на театре военных действий государственных и частных железных дорог, грунтовых и водных путей. В частности, в статье 394 Положения говорилось: «На Инспекторе военных сообщений лежит общее заведывание телеграфами, железными дорогами и другими путями сообщения». В соответствии с этим ему были подчинены полевое телеграфное отделение, военно-дорожные команды и этапные пункты. Аналогичный аппарат службы военных сообщений был введен и в военно-окружных управлениях военных округов. Далее указывалось, что инспектор военных сообщений обязан знать состояние железных дорог и прочих путей сообщения на театре военных действий. Он должен был составлять и докладывать начальнику штаба армии свои соображения об устройстве военных дорог, полевого телеграфа, дислокации и устройстве военно-дорожных команд, а также обо всех мерах, необходимых для приведения дорог (железных и грунтовых) и переправ в полную исправность. Инспектор военных сообщений отдавал все распоряжения по устройству военных дорог (выбор пунктов для этапов, места расположения на них станций и т. д.). На нем лежала организация перевозок войск и воинских грузов по железным дорогам и водным путям в соответствии с полученными от начальника штаба армии указаниями.
В тех случаях, когда военная дорога проходила по железнодорожной линии, а также при эксплуатации речных путей, этапы организовывались на таком расстоянии один от другого, чтобы войска при следовании в поездах или на пароходах могли получать продовольствие два раза в сутки. Совместно с полевым почт-директором он устраивал почтовые станции. На инспекторе военных сообщений лежала организация перевозок войск и грузов по железным дорогам и водным путям, согласно полученным от начальника штаба армии указаниям. Он был обязан наблюдать за исправностью грунтовых дорог и находящихся на них мостов, гатей и переправ. Военные коменданты и начальники этапов, находившиеся на военных дорогах, подчинялись непосредственно начальнику комендантского управления, но они были обязаны, вместе с тем, исполнять все распоряжения инспектора военных сообщений по исправлению путей и организации движения войск и транспортов. Местные органы власти обязывались содействовать ему всеми мерами к исправному содержанию путей.
В случаях, когда на военных дорогах армии были произведены те или иные разрушения, инспектор военных сообщений был обязан принять все меры к тому, чтобы обеспечить бесперебойную военную эксплуатацию этих дорог путем их быстрого восстановления. В случае вынужденного отступления своих войск он обязывался принимать меры для разрушения оставляемых противнику железнодорожных линий, мостов и других сооружений. Это означало, что впервые в задачи службы военных сообщений на военных дорогах было включено не только обеспечение их эксплуатации, но в зависимости от сложившихся условий также их заграждение и восстановление. Все работы по разрушению военных дорог и их восстановлению осуществлялись военно-дорожными командами, подчиненными инспектору военных сообщений действующей армии. В составе этих команд находились военные инженеры, дорожные мастера и другие специалисты.
Широкое железнодорожное строительство, развернувшееся в России в шестидесятых годах девятнадцатого века, приводило к тому, что вновь построенные железные дороги укрепляли экономические связи между различными районами страны, создавали новые возможности для мобилизации, сосредоточения, маневра и снабжения войск, а также укрепляли военную мощь государства. Этому способствовало проведение ряда важных реформ в Русской армии. За весьма короткий исторический срок Россия организовала службу военных сообщений на железных дорогах и водных путях, приступив к плановым централизованным воинским перевозкам. Для управления перевозками линейные органы военных сообщений к 1869 г. размещались на обширной территории империи.
Создание Комитета по передвижению войск почти совпало по времени с введением в 1869 г. «Положения о Военном министерстве». Согласно этому Положению, исполнительным органом, на который ложилось планирование текущих воинских перевозок и наблюдение за их осуществлением, стало Делопроизводство по перевозке войск железными дорогами и водяными путями, учрежденное в составе 2-го отделения Главного штаба.
Заслуживает быть отмеченным то обстоятельство, что с 1869 г. все вопросы, касающиеся службы военных сообщений на железнодорожных и водных путях России, оказались сосредоточенными в Главном штабе, в ведении которого они в дальнейшем и оставались.