Глава 7. СЛУЖБА ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
7.1. Служба военных сообщений после окончания
Великой Отечественной войны
После окончания Великой Отечественной войны органам военных сообщений и работникам транспорта пришлось решать множество сложных задач: выполнять значительные по объему перевозки, связанные с демобилизацией, возвращением в страну различного рода материальных средств, находящихся за границей. Эта работа была проведена организованно и в установленные сроки. Началось восстановление и наращивание мощностей всех видов транспорта. К 1965 г. протяженность железных дорог увеличилась более чем на 18 тыс. км, автомобильных дорог с твердым покрытием – примерно в 2 раза, внутренних водных путей – на 14 %. Грузооборот за послевоенные 20 лет возрос: железных дорог – более чем в 6 раз, речного транспорта – почти в 7,5 раз, автомобильного транспорта – примерно в 28 раз. Во много раз увеличились перевозки воздушным транспортом и перекачка нефтепродуктов по трубопроводам.
Объем и характер работ службы стали более широкими и многогранными, значительно возросла сложность решаемых ею задач по подготовке всех видов транспорта в оборонном отношении и использованию их для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил в перевозках.
В целях улучшения организации и руководства комплексной подготовкой железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и их использования для воинских перевозок мирного и военного времени в интересах всех видов Вооруженных Сил Приказом Министра обороны от 25 августа 1961 г. № 0208 служба военных сообщений реорганизована.
В центре вместо существовавших Управления военных сообщений Генерального штаба, Отдела дорожной службы штаба Тыла Вооруженных Сил и Управления военно-морских сообщений Главного штаба Военно-Морского Флота создан единый орган — Центральное управление военных сообщений Министерства обороны СССР (ЦУП ВОСО МО СССР), в состав которого вошли управление железнодорожных и водных сообщений, управление автодорожной службы и шесть самостоятельных отделов.
В военных округах, группах войск и армиях органы военных сообщений и дорожной службы были объединены в аппарат начальника военных сообщений военного округа, группы войск и армии соответственно.
Центральное управление военных сообщений на мирное и военное время было подчинено заместителю Министра обороны СССР – начальнику Тыла Вооруженных Сил СССР. Органы военных сообщений военных округов, групп войск, фронтов, армий, флотов и флотилий соответственно были подчинены заместителям командующих по тылу.
Начальнику Центрального управления военных сообщений были подчинены начальники передвижения войск на железных дорогах, на морских и речных бассейнах, а в специальном отношении – начальники военных сообщений военных округов (ЗО), групп войск (ЗГ), фронтов (ЗФ), армий (ЗА), флотов и флотилий (ЗФлот, ЗФл).
Центральное управление военных сообщений несло полную ответственность за планирование и подготовку железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и организацию на них воинских перевозок в мирное и военное время.
На Центральное управление военных сообщений были возложены:
• организация службы военных сообщений, планирование, организация воинских перевозок мирного и военного времени железнодорожным, автомобильным, морским и речным транспортом и контроль за их выполнением; планирование воинских перевозок воздушным транспортом;
• разработка мероприятий по развитию и мобилизационной подготовке железных и автомобильных дорог, морских и речных путей сообщения в интересах обороны и на театрах военных действий;
• контроль за выполнением министерствами и ведомствами требований Министерства обороны СССР по подготовке сети железных и автомобильных дорог, морских и речных путей сообщения;
• разработка мероприятий и контроль за обеспечением мобилизационного развертывания органов военных сообщений, дорожных войск и подвижных железнодорожных учреждений Министерства обороны СССР;
• участие в разработке мероприятий по мобилизационному развертыванию железнодорожных войск и специальных формирований Министерства путей сообщения СССР и других министерств и ведомств;
• разработка тактико-технических требований на создание новых и совершенствование существующих образцов дорожно-мостовой техники и конструкций, организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и участие в испытании новых образцов;
• накопление, сбережение и размещение неприкосновенных запасов дорожной техники и имущества в соответствии с планами, утвержденными Министром обороны СССР;
• снабжение автодорожных частей и учреждений техникой, дорожно-строительными материалами и имуществом; заключение договоров с поставщиками в пределах выделенных ассигнований;
• планирование и распределение кредитов на транспортные расходы, ремонт и реконструкция автомобильных подъездных дорог Министерства обороны и контроль за использованием этих средств;
• организация обучения войск перевозкам по железным дорогам, морским и речным путям сообщения;
• руководство боевой подготовкой частей и учреждений службы военных сообщений центрального подчинения;
• руководство подготовкой офицерских кадров службы военных сообщений.
Центральное управление военных сообщений поставленные перед ним задачи выполняло через входящие в его состав управления и отделы соответственно их функциональным обязанностям, а также через окружные, полевые и линейные органы военных сообщений с привлечением в необходимых случаях для этого частей и других учреждений службы.
Проведенная реорганизация службы военных сообщений стала принципиально новым решением, открывшим широкие возможности для практического осуществления комплексной подготовки и использования путей сообщения и транспортных средств в военных целях. С созданием единых объединенных органов военных сообщений были получены объективные возможности для комплексного планирования и осуществления всех видов воинских перевозок на путях сообщения.
Органы военных сообщений объединили всю работу по организации и выполнению воинских перевозок на всех основных видах транспорта.
Однако нельзя считать, что реорганизация службы военных сообщений уже считалась полностью законченной. Постоянно производились уточнения Положений об окружных, полевых и линейных органах военных сообщений, а также уточнение штатов некоторых из них. Изучался вопрос о создании линейных органов военных сообщений на сети автомобильных дорог.
Особую важность приобрел контроль за заблаговременной подготовкой транспорта к работе в военных условиях.
В 1961 г. были проведены учения, командно-штабные игры и научные исследования, направленные на изучение быстро изменяющихся условий ведения боевых действий и разработку принципиальных решений появляющихся задач.
По указанию Министра обороны СССР, летом 1961 г. в Киевском военном округе проводилось опытное учение на тему: «Работа фронтового железнодорожного направления по выполнению воинских перевозок в условиях больших разрушений ракетно-ядерным оружием».
Учение носило исследовательский характер и имело целью:
• практически проверить подготовку и использование путей сообщения, а также организацию воинских перевозок во фронтовой наступательной операции, проводимой высокими темпами и в условиях массовых разрушений ядерным оружием;
• изучить и проверить на практике работу временных перегрузочных районов, создаваемых в местах больших разрушений на маршрутах перевозок, по обеспечению непрерывности подвоза ракет, спецзарядов и ракетного топлива, а также перевозок войск и других материальных средств;
• изучить и выявить наиболее целесообразные формы взаимодействия служб обеспечения и органов военных сообщений по управлению воинскими перевозками в ходе наступательной операции.
В учении участвовали: оперативная группа командования военного округа, оперативная группа управления железнодорожного корпуса, танковая дивизия, управление и парковый дивизион ракетно-технической базы, учебный железнодорожный полк, отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон (с парком НЖМ-56), отдельный трубопроводный батальон (в сокращенном составе), отдельный автотранспортный батальон подвоза (две роты бортовых машин и рота подвоза ГСМ), рота подвоза спецтоплива (в сокращенном составе), отдельный батальон обслуживания с приданными средствами механизации, отдельный дорожно-комендантский батальон, рота связи тыла и отделения складов тыловой фронтовой базы (боеприпасов, ГСМ, спецтоплива, продовольствия, инженерного, бронетанкового, автотракторного и вещевого имущества).
По службе военных сообщений для участия в учении были сформированы управление военного коменданта распорядительной станции фронта (ЗКРС), управление военного коменданта временного перегрузочного района (ЗКУ ВПР), три управления военных комендантов станций и четыре управления военных комендантов мостовой и паромных переправ.
На учение привлекались также представители и учреждения железнодорожного и водного транспорта.
Всего в учении участвовало более 4 тыс. военнослужащих (без танковой дивизии), 1230 работников железной дороги и водного бассейна.
На первом этапе учения после завершения строительства подходов к наплавному железнодорожному мосту и других строительно-ремонтных и дорожно-мостовых работ были развернуты силы и средства, выделенные для ВПР, организована связь, открыты паромные переправы, наведен наплавной мост, уложен трубопровод, подготовлены посадочные площадки для вертолетов, открыты законсервированные раздельные пункты на железнодорожных участках и т. д.
К концу периода первые эшелоны и транспорты были погружены и поданы на станции выгрузки ВПР. Танковая дивизия начала совершать комбинированный марш.
На втором этапе учения практически осуществлялись пропуск поездов через наплавной железнодорожный мост НЖМ-56, перегрузка эшелонов танковой дивизии, транспортов с ракетами, ракетным топливом и снабженческими грузами в ВПР и проверялась работа дорожно-комендантской службы, автотранспорта подвоза, трубопровода, паромных переправ, а также подразделений железнодорожного транспорта в сложных условиях создавшейся обстановки.
В 1961 г. Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта совместно с Военной академией тыла и транспорта и Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства был исследован ряд вопросов, связанных с определением характера и возможных объектов разрушений и заражений на сети железных дорог страны в ракетно-ядерной войне, с выявлением трудоемкости и сроков восстановления важнейших железнодорожных направлений, определением потребных сил и средств, оценкой уровня пропускной способности железнодорожных линий, а также с определением возможных показателей эксплуатационной работы в начальный период войны. На основе полученных результатов, с учетом потребностей Вооруженных Сил и народного хозяйства были разработаны принципиальные положения по восстановлению тыловых железных дорог и технические требования к восстановлению важнейших объектов.
Исследование производилось на примере трех полигонов сети железных дорог Советского Союза, которые отличались друг от друга густотой сети, грузонапряженностью и технической оснащенностью, а также количеством разрушаемых объектов и другими особенностями.
В конце 1961 г. в Приморском крае была проведена крупная командно-штабная игра по гражданской обороне с применением реальных средств связи. В игре участвовало около 5 тыс. человек, из них более 300 работников железнодорожного транспорта. Общее руководство игрой осуществляли Штаб гражданской обороны Приморского края совместно с Отделом гражданской обороны Дальневосточного военного округа.
Характерным для учения явилось то, что в качестве посредников на нем широко привлекались офицеры военных сообщений, главным образом из управлений военных комендантов железнодорожных участков и станций. Такое участие офицеров военных сообщений в игре было весьма желательным, так как согласно «Положению о линейных и полевых органах военных сообщений на железных дорогах и речных путях», на военного коменданта возлагался «контроль за осуществлением мероприятий по противовоздушной обороне, противоатомной, противохимической и противобактериологической защите и наземной обороне наиболее важных объектов на железнодорожном участке».
В ходе игры были выявлены существенные недостатки в организации гражданской обороны на железнодорожных участках, что позволило принять меры к немедленному их устранению. Основными недостатками были отсутствие достаточно развитой связи между командными пунктами и объектами, недоработки в системе оповещения железнодорожных объектов о введении «особого периода», нереальность плана эвакуационных перевозок населения в связи с изменениями и корректировкой графиков движения поездов, слабое взаимодействие эвакокомиссий края и городов с отделением железной дороги, а также недооценка влияния радиоактивного заражения местности и железнодорожных устройств на общую обстановку и работу.
В этот период проводилось формирование единой транспортной сети, которая предполагала такое размещение транспортных линий и такую их провозную способность, чтобы обеспечивался пропуск расчетных грузовых и пассажирских потоков и оставался резерв для дальнейшего освоения их прироста. Особую роль при комплексном развитии путей сообщения играли требования, связанные с обеспечением обороноспособности страны. Для этого были созданы необходимые резервы провозной способности транспортных линий и предусмотрена возможность применения форсированных режимов эксплуатации. Способность сети обеспечивать маневр при выполнении воинских перевозок была повышена за счет создания рокад и спрямляющих линий, ликвидации разобщенности отдельных полигонов сети, строительства различных соединительных линий и развязок, а также использования различных видов транспорта для дублирования. Наиболее важными мероприятиями по обеспечению живучести путей сообщения явилось устройство обходов транспортных узлов, строительство дублирующих переправ через крупные реки, заблаговременная постройка подходов для этих переправ, подготовка временных перегрузочных районов, создание в «узких местах» необходимых запасов оборудования, материалов и т. д.
Наиболее важными оставались:
• грузопотоки главного широтного направления;
• грузопотоки меридианных направлений в Европейской части СССР;
• грузопотоки среднеазиатского направления, соединяющего Западную Сибирь с Казахстаном и Средней Азией.
Создание единой транспортной системы, строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог существенно повысило живучесть сети путей сообщения, устойчивость работы транспорта и способствовало более эффективному осуществлению маневра войсками и материально-техническими средствами на театрах войны.