Чтобы быстрее привести бечевники и большие тракты в надлежащее состояние Павел I указом от 8 марта 1800 г. учреждает Экспедицию устроения дорог в государстве, которую подчиняет непосредственно Правительствующему Сенату.
На Экспедицию высочайшим решением возлагались следующие задачи:
• представлять ежегодно сведения о состоянии дорог в государстве;
• контролировать содержание дороги Санкт-Петербург – Москва;
• строить дороги в окрестностях Санкт-Петербурга и дороги, ведущие от Санкт-Петербурга в другие города;
• строить дороги в Рижской, Курляндской и Эстляндской губерниях;
• совместно с местными властями строить и восстанавливать бечевники.
В целом, наибольших успехов Департамент, по мнению Павла I, достиг после завершения в 1800 г. строительства первого шоссе Санкт-Петербург – Гатчина, мощенного камнем и выложенного деревом.
Таким образом, во время правления Павла I Департамент был сформирован как государственный орган управления транспортным строительством на водных и сухопутных путях.
Второй этап деятельности Департамента начался с учреждения в Рыбинске конторы водяных коммуникаций с целью улучшить судоходство на всем Волго-Балтийском водном пути от Казани и Нижнего Новгорода до Санкт-Петербурга.
Именным указом, данным 5 мая 1805 г. Правительственному Сенату, Александр I учредил в Рыбинске контору водяной коммуникаций. Как сказано в указе: «Для приведения в лучшее устройство судоплавания по реке Волга, признали Мы за благо учредить в городе Рыбинске Контору водяных коммуникаций, по примеру Вышневолоцкой, и постановить смотрителей и иметь помощников по дистанциям Волги, и в нее впадающих реках».
Сенат с должным вниманием относился к деятельности Департамента, оказывая помощь в выделении финансовых средств из казны, привлекая войска и крестьян в качестве рабочей силы для транспортного строительства. Так, в 1805 г. были отремонтированы береговые дороги по реке Волхов от Новой Ладоги до Новгорода и берегу Ладожского канала, завершено строительство Березинской водной системы и нового устья Ладожского канала в Шлиссельбурге, проведена расчистка речных порогов и мелей на реках Волхов, Днепр и Западная Двина, продолжено строительство Мариинской и Тихвинской водных систем, построено шоссе, мощенное деревом и камнем Санкт-Петербург – Царское Село.
4 марта 1802 г. Александр I принял решение «О разделении работ водяных сообщений на инспекции», в связи с чем управление транспортным строительством осуществлялось через четыре территориальные инспекции, которые окончательно сформировались в 1804 г.
В задачи инспекций входило управление производством работ на местах и составление проектно-сметной документации строительства гидротехнических сооружений, а в задачи контор водяных коммуникаций и экспедиции Ладожского канала – эксплуатация гидротехнических сооружений, взимание пошлины с судов за провоз груза и осуществление контроля «правильности судоходства».
Контора 1-й инспекции находилась в Риге. В ее ведении находились гидротехнические сооружения и судоходство на реках Западная Двина, Нарва и верхний Днепр, Березинский канал, Виндавский и Либавский морские порты, Рижская морская гавань и пристани на реках Вазуза, Гжать и верхний Днепр. В задачи 1-й инспекции входило проведение изыскания по искусственному соединению рек Волги и Днепра, Немана и Западной Двины, а также рек Лифляндской, Псковской и Эстляндской губерний.
Контора 2-й инспекции находилась в Новой Ладоге. В ведении инспекции находились экспедиция Ладожского канала, гидротехнические сооружения и судоходство на реках Нева, Сясь, Тихвинка, Сомина, Чагодоща, Молога, Шексна, Сухона, Северная Двина, Свирь, нижняя часть реки Волги у Рыбинска, Москва-река, Ока и Кама, а так же Рыбинская водная контора. В задачи 2-й инспекции, входило:
• проведение реконструкции гидротехнических сооружении Вышневолоцкой водной системы, Огинского и Ладожского каналов;
• строительство новых Ладожских каналов в обход Ладожского озера с юго-восточной стороны – Свирского канала от устья реки Свирь до устья реки Сясь (построен в 1800 г.), Сясьского канала от устья реки Сясь до устья реки Волхов (построен в 1802 г.);
• завершение строительства Мариинской водной системы, ставшей главной Волго-Балтийской транспортной артерией страны (построена в 1810 г.).
Контора 3-й инспекции находилась в Новгороде. В ее ведении находились контора Боровицких порогов, гидротехнические сооружения и судоходство на реках Волхов, Чагодоща, Молога, Шексна, Сухона, Свирь, Северная Двина, Волга (от Рыбинска до Нижнего Новгорода), Цна, Сура, Донец и Буг. В задачи 3-й инспекции входило:
• искусственное соединение каналами Кубенского озера с рекой Шексной, рек Тихвинки и Самины;
• строительство Тихвинской водной системы (построена в 1811 г.);
• восстановление дорог по берегам рек Волхов и Мста;
• расчистка порогов и мелей на реках Волхов, Мста, Дон, Донец и Днепр;
• строительство обходного канала в обход Онежского озера от реки Вытегры до реки Свирь (построен в 1800 г.);
• строительство канала по соединению рек Щара и Ясольда (построен в 1804 г.);
• проведение изысканий по соединению каналом рек Явони и Полы с озером Селигер для того, чтобы водным путем связать Санкт-Петербург и Москву.
Контора 4-й инспекции находилась в Рыбинске. В ее ведении находились гидротехнические сооружения и судоходство на реках Пола, Явонь, Селижаровка, Верхняя Волга (от Казани до Рыбинска), Ловать, Полисть и Шелонь. В задачи 4-й инспекции входило составление проектов искусственного соединения реки Волги и озера Ильмень, рек Десны и Оки, Москвы-реки и Оки, строительство Вельевского водопровода из Вельевского озера для наполнения водой Вышневолоцкого канала в случай его пересыхания.
К началу лета 1805 г. структура Департамента водяных коммуникаций, как единого органа государственного управления транспортным строительством на водных путях, окончательно сформировалась. Служба в Департаменте была приравнена к воинской. Военно-рабочие команды по указу Правительствующего Сената комплектовала Военная коллегия: нижними чинами – из пехотных частей, офицерским составом – из инженерного Департамента.
Под управлением Департамента водных коммуникаций были произведены работы, представленные в таблице.
Перечень работ, выполненных под управлением
Департамента водных коммуникаций
Временной
период Содержание работ
1797–1805 гг. Построен Березинский канал, соединивший реки Березина и Улла, что позволило объединить бассейны рек Днепр и Западная Двина. Тем самым был открыт очень важный воднотранспортный Балтийско-Черноморский коридор, который связал северную и южную часть империи.
1807–1810 гг. Произведена реконструкция Ивановского канала по соединению рек Дона и Волги, что позволило соединить Каспийское и Черное моря.
1799–1800 гг. Построен Вильевский канал в качестве водовода для наполнения водой во время засухи Вышневолоцкой водной системы.
1799–1810 гг. Построен Мариинский канал между реками Ковжа и Вытегра.
1797–1804 гг. Построен Сиверсов канал в обход озера Ильмень, соединяющий реки Мста и Волхов.
1802–1810 гг. Построен Свирский канал им. Александра I в обход Ладожского озера, который соединил реки Свирь и Сясь.
1799–1802 гг. Построен Сяський канал им. Екатерины II в обход Ладожского озера, который соединил реки Волхов и Сясь.
1787–1788 гг. Велось строительство Северо-Екатерининского канала между реками Южная и Северная Кельтма, но по причине недостатка финансовых средств и людских ресурсов строительство было прекращено. В дальнейшем строительство было возобновлено, и в 1803 г. канал соединил реки Каму и Северную Двину.
1802–1811 гг. Построен Тихвинский канал, который соединил реки Тихвинку и Валчину, что позволило создать третий Волго-Балтийский воднотранспортный коридор Санкт-Петербург – Рыбинск.
Кроме этого, под руководством Департамента производились работы по расчистке фарватеров рек Днепра, Западной и Северной Двины, Волхова, Буга, Дона, Донца, Воронеж, Суры, Немана, Мсты, Щары, Ясольды. В Москве производились работы по расчистке Москва-реки, и в Санкт-Петербурге – рек Мойка, Фонтанка, Таракановка, Пряжка и Екатерининского канала, что значительно улучшило условия судоходства.