В 1942 г. в Вашингтоне представителями СССР, США и Великобритании был подписан протокол относительно поставки Советскому Союзу военного снаряжения, боеприпасов и сырья сроком на один год с 1 июня 1942 г. по 30 июня 1943 г. Удельный вес полученных СССР товаров и материалов за период войны в общей сложности не превышал 4 % производства промышленной продукции на отечественных предприятиях . В связи с этим Приказом НК ВМФ от 6 октября 1941 г. № 0072 был образован отдел внешних коммуникаций ГМШ ВМФ, а за границей, в соответствии с Постановлением ГКО 1942 г. № 1389, Наркоматом ВМФ были созданы отделы перевозок .
Отдел внешних коммуникаций ГМШ ВМФ по своим функциональным обязанностям должен был решать вопросы безопасности плавания как на внешних, так и на внутренних путях сообщения. В его функции также входили отбор судов для заграничных рейсов, подготовка портов для воинских импортно-экспортных грузов, организация перевалки на железнодорожный транспорт воинских импортных грузов НКО и НК ВМФ, контроль за движением импортных грузов ВМФ в пределах СССР и ряд других вопросов. Отделы перевозок, созданные за границей, по существу перевозками не занимались, а лишь согласовывали вопросы конвоирования транспортов на внешних коммуникациях и охраны советских судов за границей.
В связи с тем, что большинство функций отдела внешних коммуникаций ГМШ ВМФ выполняло Управление военных сообщений ГМШ ВМФ, то такие задачи, как отбор и подготовка судов, подготовка портов, организация перевозок импортных грузов по железным дорогам и ряд других были переданы Управлению военных сообщений ГМШ ВМФ и отделам военных сообщений штабов флотов. Были разработаны новые Положения об Управлении ВОСО ГМШ ВМФ и об отделе ВОСО штаба флота, а отдел внешних коммуникаций ГМШ ВМФ и отделы внешних коммуникаций штабов флотов в апреле 1942 г. переименованы соответственно в отдел обеспечения морских коммуникаций Оперативного управления ГМШ ВМФ и в отделения обеспечения морских коммуникаций оперативных отделов штабов флотов. Одновременно для них были разработаны соответствующие Положения .
Организационно Управление военных сообщений ГМШ ВМФ изменений не претерпело, а лишь было переведено на штат № 1/102 в следующем составе: начальник, заместитель, секретарь, 1-й отдел – 16 чел., 2-й отдел – 8 чел., 3-й отдел – 4 чел., 4-й отдел – 10 чел., 5-й отдел – 6 чел., комендатура – 1 чел., секретная часть – 10 чел., в т. ч. 5 вольнонаемных. Всего в отделе – 58 человек . Кроме этого, для организации перевалки на железнодорожный транспорт импортных грузов НКО и НК ВМФ и для контроля за движением этих грузов в пределах СССР дополнительно к существующим были назначены 19 чел. уполномоченных Управления ВОСО ГМШ ВМФ на железнодорожные и водные узлы. По одному представителю Управления ВОСО ГМШ ВМФ было назначено в отделы перевозок за границей.
Согласно «Положению об Управлении военных сообщений ГМШ ВМФ» на Управление ВОСО ГМШ ВМФ возлагались следующие задачи:
• организация, планирование и руководство морскими перевозками войск и грузов Красной Армии и Военно-Морского Флота между портами СССР и в сообщении с иностранными портами;
• организация, планирование и руководство речными перевозками войск и грузов Красной Армии и Военно-Морского Флота в районе действий военных флотилий;
• организация и планирование железнодорожных и речных перевозок Военно-Морского Флота на других бассейнах;
• разработка мероприятий по использованию для развертывания флотов и флотилий гражданских судов, портов, пристаней и других сооружений водного транспорта;
• разработка мероприятий по обеспечению Военно-Морского Флота железнодорожными и грунтовыми подъездными путями, подвижным составом;
• установление экономическо-правовых условий пользования железнодорожным, морским и речным, автомобильным и воздушным транспортом частями и учреждениями Военно-Морского Флота;
• руководство специальной службой органов военных сообщений Военно-Морского Флота на флотах и уполномоченных ГМШ ВМФ на железных дорогах, пароходствах и за границей .
Отдел военных сообщений штабов флотов претерпел значительные изменения как организационно, так и по штатному составу: начальник, 1-е отделение – 7 чел., 2-е отделение – 4 чел., 3-е отделение – 3 чел., 4-е отделение – 4 чел., 5-е отделение – 2 чел., секретная часть – 4 чел., в т. ч. 2 вольнонаемных. Всего в отделе 25 человек.
В соответствии с «Положением об Отделе военных сообщений штаба флота» на отделы военных сообщений штабов флотов возлагались:
• организация, планирование и руководство водными перевозками войск и грузов Красной Армии и Военно-Морского Флота;
• проведение мероприятий по привлечению на основании действующего законодательства и заданий командования в состав флота (флотилии) гражданских судов, портов, пристаней и других средств водного транспорта;
• организация конвоирования транспортов на внешних и внутренних коммуникациях СССР;
• планирование в соответствии с указаниями Управления военных сообщений ГМШ ВМФ железнодорожных перевозок и установление порядка перевалки грузов при прямых смешанных железнодорожно-водных перевозках;
• разработка мероприятий по обеспечению флота необходимыми железнодорожными и грунтовыми путями подвоза и штатным типовым железнодорожным составом;
• снабжение частей и учреждений Военно-Морского Флота воинскими перевозочными документами и кредитами для децентрализованной оплаты перевозок;
• руководство управлениями начальников передвижений войск и военными комендатурами портов и пристаней .
В соответствии с рядом международных соглашений и на основе закона США о «ленд-лизе» Соединенные Штаты Америки и Великобритания часть вооружения и прочих грузов доставляли в северные порты СССР. Обратно их суда возвращались со стратегическим сырьем. Перевозки ленд-лизовских грузов предусматривали организацию системы конвоев. Известно, что такая система сложна в управлении и при этом не может быть оптимальной в реализации, поскольку скорость любого конвоя не превышает скорости самого тихоходного из его судов. Конвои формировались на базе Лох-Ю (Великобритания), в Рейкьявике и заливе Хваль-фьорд (Исландия). Маршруты их переходов, в зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях, пролегали севернее или южнее острова Медвежий (Норвегия). Пунктами прибытия конвоев являлись Архангельск, Северодвинск (во время войны – Молотовск) и Мурманск. Переходы конвоев по этим маршрутам совершались за 10–14 суток. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивалось советскими ледоколами.
Первый конвой с грузами для России, PQ-0 (Т. н. операция «Дервиш». Офицером в оперативном управлении британского Адмиралтейства, ведавшим в то время планированем операций по проводке конвоев на север СССР, был капитан 3 ранга П. К. Эдвардз (P. Q. Edwards). По его инициалам конвои, шедшие в восточном направлении, именовали «PQ-конвоями», а возвращавшиеся на запад – «QP-конвоями».), вышел из Ливерпуля в направлении залива Скапа-Флоу 12 августа 1941 г. В его составе были шесть британских торговых судов «Ланкастриан Принц», «Нью Вестминстер Сити», «Олдерсдейл», «Эзне», «Хланстефан Касл», «Трехата», одно голландское «Альчиба» и 6 кораблей охранения. После короткой остановки для заправки топливом в Исландии он, избежав потерь, прибыл в Архангельск 31 августа, доставив 10 000 т каучука, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», 1500 т форменных ботинок и иные воинские грузы.
В то же время в Полярном были базированы британские подводные лодки, чтобы участвовать в боевых действиях, в т. ч. в охране конвоев совместно с силами Северного флота.
Кроме боеприпасов и транспортных средств, основным предметом снабжения, необходимым для ведения масштабной войны, было сырье. Конвой PQ-1, вышедший из Исландии 28 сентября, вез груз алюминия, каучука и меди.
В 1941 г. немецко-фашистское командование, рассчитывая на «молниеносную войну» против СССР, не придавало серьезного значения союзным конвоям и не предпринимало активных боевых действий против них. Только в 1942 г. оно начало привлекать для борьбы с конвоями значительные силы авиации, подводных лодок и крупных надводных кораблей, находившихся на норвежских базах. Получая сообщение разведки о выходе конвоя из порта, противник обычно развертывал в районе о-вов Ян-Майен и Новая Земля до 10–15 подводных лодок («волчьи стаи»). Одновременно конвой атаковали торпедоносцы и бомбардировщики, а иногда и крупные надводные корабли противника. Сильным ударам с воздуха подвергался также Мурманск.
Обеспечение безопасности перехода конвоев от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. В операционной зоне советского Северного флота (восточнее меридиана 18о, а затем 20о в. д.) охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.
И атлантические, и арктические конвои подвергались нападениям со стороны «волчьих стай» немецких подводных лодок, а также атакам немецкой авиации и надводного флота. Страшная судьба конвоя PQ-17, следовавшего в Россию, показала, что может случиться с судами, следующими в одиночку. Считая, что боевая группа германских надводных кораблей, включая «Тирпиц» – линкор с восьмью 15-дюймовыми орудиями, вышла в море, первый лорд адмиралтейства, лорд Паунд, отдал ошибочный приказ рассредоточить конвой (впрочем, известно мнение, что «фактически операция по проводке этого конвоя превратилось в постановку ловушки для «Тирпица» с приманкой, состсоящей из более тридцати тяжело нагруженных судов» – см.: Ирвинг Д. Разгром конвоя PQ-17. Пер. с англ. – М.: Воениздат, 1971.). Из 39 торговых судов только 11 дошли до Кольского полуострова, потери составили 210 самолетов, 430 танков, 3350 единиц транспортных средств и почти 100 000 т грузов.
Маршрут, которым следовали конвои, в летнее время проходил от Скапа-Флоу на Оркнейских островах в Исландию, где осуществлялась заправка топливом, далее – на север к широте 75o и, наконец, в южном направлении до Архангельска. Зимой для разгрузки приходилось использовать Мурманск, как единственный незамерзающий из северных портов, несмотря на его близость к линии фронта и на то, что это заставляло конвои идти маршрутом, проходящим вблизи оккупированного немцами норвежского побережья. Кроме постоянной угрозы со стороны Люфтваффе, германского надводного флота и подводных лодок, конвоям приходилось преодолевать значительные трудности, которые представляли собой полярный день летом и полярная ночь зимой, туман, лед, а также ориентирование по компасу – из-за высоких широт и сильнейших штормов.
Последний конвой РА-67, в котором было 23 транспортных судна, вышел из Кольского залива 23 мая 1945 г. За время войны в Россию вышло 42 полярных конвоя и один большой отряд транспортных судов без сопровождения, всего 848 судов, из которых 65 было потеряно. В обратном направлении отправилось 36 конвоев и один отряд без охранения – всего 735 судов, из которых погибло 40. Общий объем перевезенных ими грузов составил 4,5 млн т, в том числе 5000 танков, свыше 7000 самолетов, транспортные средства (4400 только на конвое PQ-18), жидкое топливо для Северного флота и британских кораблей, заправлявшихся в российских портах (9541 т на PQ-18) и другие грузы, как, например, взрывчатые материалы.
При плавании в составе конвоев, экипажи советских судов не раз проявляли чудеса героизма. На теплоход «Старый большевик» в составе конвоя PQ-16 в мае 1942 г. за 6 суток было совершено 52 атаки немецких бомбардировщиков, которые сбросили 80 бомб. Трижды по судну выпускали торпеды. Капитан И. И. Афанасьев умело маневрировал, отводя судно, казалось, от неминуемого попадания. На шестой день прямым попаданием в полубак были убиты 5 человек орудийного расчета. Теплоходу, подожженному вражеской бомбой, грозила гибель – в районе пожара под полубаком находились снаряды, а в трюме – взрывчатые вещества. Весь экипаж героически боролся с огнем, выносил снаряды из дымящегося погреба, устранял повреждения и одновременно отстреливался от врага. Экипаж победил и врага, и огонь. Судно своим ходом догнало ушедший вперед конвой.
В сентябре 1942 г. с конвойным охранением вышел конвой PQ 18 со стратегическим грузом. В составе ордера находилось 40 транспортов, из них 6 советских. Первый раз немецкие подлодки напали на суда 13 сентября, когда караван находился в 80 милях от Шпицбергена. В этот же день был налет более 30 самолетов-торпедоносцев. Мужественно отражали нападение моряки парохода «Тбилиси». Умелое маневрирование осуществлял капитан судна Д. И. Сорока (будущий капитан черноморского пассажирского д/э «Россия», Герой Социалистического труда). В критические минуты боя, когда капитан был тяжело ранен, его обязанности принял на себя старпом В. В. Неживой. Моряки спасли судно от десяти атак самолетов и уклонились от восьми торпед. Тысячи тонн военного груза были доставлены фронту.
После того, как конвой PQ-18 понес большие потери, англичане категорически отказались выделять боевые корабли для эскорта транспортных судов, следовавших в Мурманск и Архангельск. Советским судам пришлось идти на крайний риск одиночного плавания без охраны до подхода в районе Баренцева моря, где рандеву ожидали советские корабли. Используя безлунный период с 28 октября по 8 ноября 1942 г. из Рейкьявика вышло 10 судов с интервалом в 200 миль. Одним из них был пароход «Декабрист» (капитан С. П. Беляев). 6 ноября у острова Надежды судно было атаковано и приняло неравный бой с 14 фашистскими самолетами. Кроме успешного маневрирования, экипаж выпускал ракеты с парашютами на тросиках, которые сбивали пикирующие самолеты с курса, и бомбы падали мимо. От рядом взрывавшихся бомб сотрясался корпус, получили повреждения оба компаса, заклинило скорострельные пушки. После девятой атаки торпеда попала в район форпика, который наполнился водой. Затем вода попала в трюм и начала поступать в кочегарку. В течение 6 часов экипаж пытался спасти судно, но все усилия были тщетными. Судно все сильнее кренилось на правый борт.
Последнее сообщение с «Декабриста» гласило: «Судно тонет. Команда садится в шлюпки. Спасите нас!» Экипаж высадился в шлюпки в полярную ночь 4 ноября. На следующие сутки «Декабрист», который еще держался на плаву, был окончательно добит фашистскими самолетами и затонул на глазах у моряков. После этого две шлюпки под парусами направились курсом на Мурманск, две другие – в сторону острова Надежды, на одной из них находился капитан С. Л. Беляев. Эту шлюпку после 10-дневного пребывания в штормовом море выбросило на берег острова. Обессиленные, с обмороженными руками и ногами моряки не в состоянии были двигаться, тут же падали на снег, некоторые от пережитого потеряли рассудок. Из 80 человек добрались до необитаемого острова только 19. Из шлюпочных парусов сложили палатку. Более здоровые пошли на разведку вдоль берега. Они нашли выброшенные на берег бочонки сливочного масла, восемь мешков муки, три спасательных плота. Невероятные лишения и страдания в течение длительного времени, голод и холод подрывали силы, смерть косила людей. В живых остались трое: капитан, судовой медик и матрос. После почти годичного пребывания на острове они были сняты немцами и помещены в концлагерь. И только благодаря помощи норвежских патриотов остались в живых. Из плена их освободила Красная Армия.
Приведенные примеры далеко не исчерпывают список героических судов, чьи экипажи внесли достойный вклад в дело победы над врагом.
Хотя большая часть всех грузов для Советского Союза была отправлена из США иными маршрутами – через Персидский залив и Тихий океан, – в первое время, в 1941–1942 гг., полярные конвои были главным способом оказания поддержки Красной Армии, и за время войны ими было перевезено 23 % всех грузов.
В состав конвоев в 1941 г. включались 6–19, с марта 1942 г. – 16–40, с февраля 1944 г. – 30–49, а в 1945 г. – 20–26 союзных и советских транспортов (с 1942 г. более 50 % торговых судов в конвоях были американские). В 1941 г. в состав эскорта конвоев английское командование выделяло обычно крейсер, 2–3 эсминца и до 15 сторожевых кораблей, а в операционной зоне советского Северного флота конвои встречали 2–3 советских эсминца. Кроме того, советские корабли осуществляли поиск подводных лодок и траление фарватеров в горле Белого моря, на подходах к Архангельску и к Кольскому заливу. В отдельных случаях общее число советских кораблей, обеспечивающих переходы союзных конвоев, достигало 40. В 1942 г. в связи с воздушной угрозой со стороны авиации противника командование флота Великобритании начало включать в состав конвоев корабли ПВО.
Для отражения атак крупных кораблей наряду с отрядами ближнего прикрытия конвоя формировались отряды дальнего оперативного прикрытия, в которые включались 1–2 линкора и авианосец. Советское командование увеличило группировку авиации Северного флота, которая вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по базам, аэродромам и силам флота противника в море. Советские подводные лодки развертывались у вражеских баз и на вероятных путях перехода немецких крупных надводных кораблей.
Из 811 транспортов, следовавших в составе союзных конвоев в советские порты, потеряно на переходе 58; 33 транспорта по различным причинам возвратились на свои базы. В обратном направлении вышло 715 транспортов, из них было потеряно 26 и возвратилось в порты отправления 8. В порту Мурманск (Кольском заливе) затонуло 5 транспортов.
Как было показано, в период с октября 1942 по январь 1943 г. осуществлялись одиночные плавания транспортов: из Исландии – 13, из них 3 вернулись, 5 прибыли в порты назначения, 5 погибли; из СССР – 33, из них 28 прибыли в порты назначения, 5 погибли. На переходах у берегов Северной Америки погибли 3 советских транспорта («Колхозник», «Двинолес» и «Ашхабад»); один транспорт (п/х «Щорс»), предназначенный для перехода в Исландию, погиб в конвое у Новой Земли. Таким образом, совершали переходы в полярных конвоях и одиночных плаваниях 1534 транспорта, из них 103 потеряны (потоплены, пропали без вести).
Советский Северный флот на северной конвойной трассе понес потери: эсминец «Сокрушительный», сторожевой корабль М-78, гидрографический катер ГО-12, подводные лодки – гвардейская К-22, К-1, К-2, К-3, К-23, С-54, С-55, Д-3 «Красногвардеец», гвардейская Краснознаменная Щ-402, Краснознаменная Щ-403, Щ-401, Щ-421, гвардейская Щ-422, Bl («Sunfish»), гвардейская М-174, М-106 «Ленинский комсомол», М-108, М-122, М-175, М-172, М-173, М-176, М-121, всего 23 подводные лодки.
Общая стоимость военных грузов, отправленных России Великобританией, составила 308 млн фунтов стерлингов, сверх этого было послано сырья, продовольствия, оборудования и медицинских препаратов на 120 млн фунтов стерлингов. Считается, что общая стоимость грузов, предоставленных во время войны России со стороны США, составляет 11 260 млн долларов. Объем грузов, перевезенных по полярным маршрутам, достиг 3 960 000 т, в сравнении с общим объемом поставок в 16 366 000 т – это существенный вклад в действия Красной Армии.