Гость

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Re: История службы ВОСО Военно-Морского Флота
« Ответ #90 : 01.07.2008, 13:18, Вторник »
Ряд воинских морских перевозок был обусловлен участием Вооруженных Сил СССР в различных локальных войнах и военных конфликтах. Вот неполный их перечень.
•   Гражданская война в Китае: с 1946 по 1950 гг.;
•   боевые действия в Северной Корее с территории Китая: с июня 1950 г. по июль 1953 г.;
•   боевые действия в Лаосе: с января 1960 г. по декабрь 1963 г.; с августа 1964 г. по ноябрь 1968 г.; с ноября 1969 г. по декабрь 1970 г.;
•   боевые действия в Алжире: 1962–1964 гг.;
•   Карибский кризис: 1962–1964 гг.;
•   боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика): с октября 1962 г. по март 1963 г.; июнь 1967 г.; 1968 г.; с марта 1969 г. по июль 1972 г.; с октября 1973 г. по март 1974 г. и с июня 1974 г. по февраль 1975 г.;
•   боевые действия в Йеменской Арабской Республике: с октября 1962 г. по март 1963 г. и с ноября 1967 г. по декабрь 1969 г.;
•   боевые действия во Вьетнаме: с января 1961 г. по декабрь 1974 г.;
•   боевые действия в Сирии: июнь 1967 г.; март – июль 1970 г.; сентябрь – ноябрь 1972 г.; октябрь 1973 г.;
•   боевые действия в Мозамбике: 1967 – 1969 гг.; с ноября 1975 г. по ноябрь 1979 г.
•   боевые действия в Камбодже: апрель – декабрь 1970 г.;
•   боевые действия в Бангладеш: 1972–1973 гг.;
•   боевые действия в Анголе: с ноября 1975 г. по ноябрь 1979 г.;
•   боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 г. по ноябрь 1979 г.;
•   боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 г.
Так, летом 1962 г. органы военных сообщений участвовали в планировании и проведении в ходе Карибского кризиса операции «Анадырь» – переброске и размещении на Кубе советских ракет средней и меньшей дальности и ядерных боеголовок к ним.
Первая небольшая группа советских военных специалистов прибыла на остров самолетом 12 июля 1962 г. А тем временем скрытно осуществлялась переброска войск железнодорожным транспортом к портам Балтийского, Черного и Баренцева морей (Кронштадт, Лиепая, Балтийск, Севастополь, Феодосия, Николаев, Поти, Североморск). Погрузка техники в воинские эшелоны легендировалась учениями по обучению войск перевозкам и отработке взаимодействия железнодорожного с морским транспортом.
Масштабы воинских морских перевозок по плану «Анадырь» по дальности, срокам и объемам, пожалуй, не имели себе равных в Советском Союзе. Всего за четыре месяца (с 15 июля по 15 ноября) судами Министерства морского флота было перевезено 230 тыс. т воинских грузов и более 40 тыс. военнослужащих, для чего пришлось использовать в 183 рейсах более 80 крупнотоннажных судов. Эта операция была проведена без отклонений от планов.
Всего из сил прикрытия и обеспечения на Кубу было переброшено: от войск ПВО – две зенитно-ракетные дивизии (144 пусковые установки комплекса «Двина») и полк новейших истребителей МиГ-21; от Сухопутных войск – четыре мотострелковых полка, которые правильнее было бы назвать бригадами, поскольку в их состав входили танковые батальоны и дивизионы тактических ядерных ракет «Луна» с дальностью полета до 65 км. ВВС советской группировки включали в себя два полка крылатых ракет (по восемь установок с дальностью полета 150 км), полк бомбардировщиков Ил-28 и отдельную эскадрилью Ил-28 – носителей ядерного оружия, а также вертолетный полк Ми-4. Из состава ВМФ был выделен ракетный полк береговой обороны «Сопка», 12 ракетных катеров, минно-торпедный авиационный полк и четыре океанские дизельные подводные лодки, каждая из которых несла на себе по одной торпеде с ядерной боеголовкой. Подводные силы обеспечивали также эскортирование транспортных судов.
Воинские морские перевозки производились в крайне тяжелых условиях. Переходы судов длились до 18 сут., температура в трюмах в условиях высокой влажности превышала 30 °С, в целях соблюдения скрытности выходить на палубу разрешалось лишь ночью небольшими группами, днем же не более чем по 5–6 человек. При подходе к Кубе, когда облеты американской авиацией стали почти беспрерывными, некоторые бойцы даже умудрялись выходить на палубу в невесть где найденных сарафанах и косынках. Тем не менее, по свидетельству генерала армии А. И. Грибкова , занимавшего должность начальника управления Главного оперативного управления ГШ ВС СССР, в справках-докладах Министру обороны появлялись сообщения о болезнях и даже смерти военнослужащих во время перехода морем. Хоронили их по морскому обычаю: зашивали в брезент и опускали в море.
Предпринятые меры маскировки были весьма жесткими. Ни солдаты, ни офицеры не знали конечного пункта назначения, в советских портах погрузка замаскированной техники производилась исключительно ночью, личному составу выдавалась гражданская одежда и общегражданские документы (в основном, по сельскохозяйственному профилю). На некоторые суда с дезинформационными целями грузились лыжи, полушубки и печки-буржуйки – по легенде, часть войск перебрасывалась на Север (отсюда, кстати, и название всей операции «Анадырь»). Капитанам же судов выдавалось по три запечатанных конверта. Первый из них надлежало вскрыть в присутствии представителя органов госбезопасности после выхода из территориальных вод СССР, второй – при выходе из Мраморного моря и третий – после прохождения Гибралтара. И только в нем указывался окончательный путь следования. Пунктами назначения были порты Матансас, Мариель и Касильда.
Например: «Пакет № 021. Капитану судна «Дивногорск». Начальнику воинского эшелона. Вскрыть совместно с начальником воинского эшелона после прохождения Гибралтарского пролива по сигналу «Айсберг-135».
Внутри вложен письменный приказ:

«Капитану судна «Дивногорск», Начальнику воинского эшелона. Судну следовать на о. Куба. Порт назначения: Матансас. Разрешается объявить о пункте назначения всему личному составу. Проведите необходимую разъяснительную работу среди членов КПСС, ВЛКСМ и всего личного состава. Приступите к изучению материалов о Кубе (вложены в пакет). При проведении бесед используйте членов экипажа, которые раньше были на Кубе. При прочтении и уяснении содержания настоящий документ уничтожить.
Министр обороны СССР Р. Малиновский,
Министр морского флота СССР В. Бакаев»

На каждом судне имелась «Инструкция капитану судна и начальнику воинского эшелона». Эта Инструкция также утверждалась Министром обороны и Министром морского флота. Во время перехода по морю она предоставляла капитану большие полномочия и возлагала на него всю ответственность. В ней говорилось:

«Старшим на судне при перевозке воинского эшелона является капитан судна. Он отвечает за переход судна морем, доставку к месту назначения личного состава, вооружения, техники и имущества. Только он имеет право принимать решение в случае осложнения обстановки в пути: из-за неисправности судна, при встрече с иностранными кораблями, при облёте иностранными самолётами (вертолётами), с администрацией иностранных портов, при прохождении проливов и в целях соблюдения дисциплины и порядка на судне. Начальник воинского эшелона, а через него и весь подчинённый ему личный состав на период погрузки, перехода судна морем и разгрузки в пункте назначения подчиняется капитану судна. Распоряжения капитана судна, отдаваемые через начальника воинского эшелона или его заместителей, выполняются всем личным составом перевозимых войск беспрекословно».

Еще больший режим секретности действовал на самой Кубе. Выгрузка техники и ее вывод в районы сбора проводились только ночью, солдатам и офицерам выдавалась кубинская военная форма, на маршах использовались простейшие команды на испанском языке. Места выгрузки, провоза и размещения советской техники объявлялись закрытыми районами учений.
Судя по современным публикациям, посвященным Карибскому кризису, появление на Кубе мощной группировки советских войск стало неприятной неожиданностью для Пентагона. А информация о развертывании советских ракетных комплексов Р-12 с ядерными боеголовками в нескольких десятках километрах от американской территории вызвала настоящую панику в южных штатах США. Поэтому не случайно, что среди советских военнослужащих на Кубе ходила правдоподобная легенда: президенту Кеннеди доложили, что на Кубу прибыли советские войска. «Не может быть! – ответил президент США. – Ведь мы осматривали каждое русское судно, там не было войск. – Их доставили в трюмах, г-н президент, – ответили президенту. – Как в трюмах! Во-первых, это запрещено международной конвенцией, а, во-вторых, никто не выдержит две недели морского перехода в трюме. – Все это так, г-н президент, но русские войска на Кубе». Кеннеди распорядился погрузить в трюмы роту морских пехотинцев и отправить в море. Через 5 дней янки взбунтовались.
В ходе проведения этой переброски войск особо отличились экипажи теплоходов «Латвия», «Лениногорск», «Архангельск» и «Омск», последний доставил по назначению части 51-й ракетной дивизии, вооруженной ракетами Р-12 с ядерными зарядами, составившей основу Группы советских войск на Кубе. Перевозку установок, ракет и боеприпасов осуществляли дизель-электроход «Индигирка» и транспорт «Александровск», который не изменил курса, прорываясь сквозь боевые порядки американских кораблей .
Перевозками на Кубу в дни кризиса были одновременно заняты десятки транспортных судов. В их числе теплоходы «Адмирал Нахимов», «Омск», «Дивногорск», «Сергей Боткин», «Аносов», «Александровск», «Гагарин», «Альметьевск», «Николаевск», «Курчатов», «Ленинский Комсомол», «Алапаевск», «Братск», «Ползунов», «Черняховск», «Волголес», «Мичуринск», «Оренбург», «Балтика», «Пугачев», «Победа», «Грузия», «Лабинск», «Кура», «Амата», «Дубна», «Ургенч», «Беловодск», «Хабаровск», «Латвия», «Полтава», «Кимовск», «Индигирка», «Металлург Бардин» .
В условиях эскалации Карибского кризиса американцы ввели режим блокады Кубы в радиусе 500 км от острова. К кубинским берегам были направлены 183 корабля ВМС США. Геройски проявили себя моряки-подводники советских дизельных подводных лодок, прорывавшихся к острову Свободы и обеспечивших сопровождение транспортных судов «Юрий Гагарин» и «Комилес». Чтобы сорвать продвижение наших подводников надводные корабли США применяли глубинные бомбы и торпеды.
В целях разрешения напряженности руководством СССР было принято решение: части судов, находящихся в море, лечь в дрейф, части – возвращаться на Родину. И, наконец, после состоявшегося 27–28 октября 1962 г. обмена посланиями между Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущевым, начался демонтаж и обратный вывоз части вооружения и военной техники. Перевозки осуществлялись фактически сквозь блокаду, снятую только спустя месяц после достижения соглашений. Ядерные боеприпасы и стратегические ракеты Советского Союза, находившиеся на острове Свободы, под надежной защитой были вывезены в Североморск. В период с 1 по 9 ноября 12 судов, которые находились в то время в портах Кубы, были загружены 42 ракетами 51-й ракетной дивизии, на них было размещено 3289 человек и 1056 единиц техники. Затем суда взяли курс домой. Остальные 3716 человек и 985 единиц техники дивизии на 12 судах были отправлены в период с 18 ноября по 12 декабря. Выгрузка ракет и техники шла (в сравнении с погрузкой) намного медленнее. Так, под выгрузкой суда стояли от 7 до 10 суток, а под погрузкой 2–3 суток .
Для армии Кубы оставлено было лишь оборонительное оружие. Наши воинские части убыли в Союз. Но обучение кубинских военнослужащих продолжалось. Им официально была передана необходимая техника. По-прежнему выполняли свою работу советские специалисты и консультанты (до 1991 г. службу на Кубе несли флотские офицеры-восовцы). Американская сторона, в свою очередь, взяла обязательства не нападать на Кубу и вывезти свои ракеты с территории Турции, Италии и ФРГ, нацеленные ранее на СССР. Так закончился Карибский кризис, во время которого люди Земли, может быть, впервые по-настоящему ощутили дыхание ядерной войны.
Умысел без замысла - это вымысел!
Re: История службы ВОСО Военно-Морского Флота
« Ответ #91 : 01.07.2008, 13:19, Вторник »
Война во Вьетнаме (1964–1973) явилась одним из наиболее крупных вооруженных столкновений после Второй мировой войны.

«2 июня 1967 года. 15 часов 32 минуты. Воздушная тревога. Экипажу укрыться в помещениях. 15 часов 40 минут. Четыре американских сверхзвуковых реактивных самолета с носовых курсов вышли по направлению к судну. Два из них, набрав высоту, прошли высоко над теплоходом. Тем временем два других самолета зашли с острых курсовых углов и пикировали на «Туркестан». С самолета, находившегося справа, сброшена бомба в ста метрах от судна. После этого оба самолета открыли огонь по судну реактивными снарядами, целясь главным образом по средней надстройке».

Это строки, оставленные вторым помощником капитана т/х «Туркестан» Н. Мариненко в вахтенном журнале. Они занесены сюда спустя несколько минут после трагических событий, происшедших на рейде вьетнамского порта Кам-Фа. Во время налета был тяжело ранен в своей каюте электромеханик теплохода «Туркестан» Николай Рыбачук. Через четыре часа, не приходя в сознание, он скончался. Несколько месяцев спустя советский теплоход «Туркестан» вновь пришел к берегам Демократической Республики Вьетнам, а уже в 1970-х гг. океанские просторы бороздил другой наш теплоход – «Николай Рыбачук». Подвергся налету и теплоход «Гриша Акопян». Погиб боцман Юрий Зотов.
В конце 1967 г. из Приморья во Вьетнам для обеспечения перевозок был направлен легендарный морской спасатель «Аргус». За два года «командировки» во Вьетнам спасатель вывел из заминированного порта Хайфон советские суда, снял с камней в порту Кам-Фа и отбуксировал в Сингапур английский «Верчармиан» и с мели – английский же «Рути Ани», греческий «Марианти» и наши «Ромен Роллан» с «Байкалом».
На вьетнамский порт Хайфон война обрушилась в августе 1964 г. со стороны Тонкинского залива. Агрессоры бомбили морскую цитадель Вьетнама в три этапа. Сначала налеты на город были закодированы под названием «Гром», затем – «Огненное море» и, наконец, «ковровые» бомбардировки стратегической авиации в декабре 1972 г. Ударам с воздуха здесь подвергалось буквально все – жилые кварталы, дороги, подходящие к городу и порту, мосты, причалы порта. Минирован был узкий фарватер реки Кам, связывающей порт с Тонкинским заливом. В центре Хайфона на территорию, примерно равную квадратному километру, были сброшены десятки контейнеров с шариковыми бомбами. В порту был поврежден советский теплоход «Переяславль-Залесский». В июле 1968 г. вследствие налета был объят пламенем черноморский т/х «Александр Грин». Спасатель «Аргус» потушил в трюме «Александра Грина» готовые в любую секунду взорваться и разнести весь порт полторы тысячи тонн аммиачной селитры. На «Аргусе» во время тушения пожара на «Грине» погиб водолаз Юрий Терехов, а впоследствии почти половина экипажа была награждена за мужество.
В течение 1979 г. выполнялись регулярные воинские перевозки в порты Демократической Республики Вьетнам Хайфон, Дананг, Хошимин. За 69 судорейсов было перевезено 130 924 т вооружения, военной техники, боеприпасов и другого имущества. Кроме того, в ДРВ танкерами ММФ СССР было перевезено 1 224 626 т горючего по планам Внешторга. В ходе выполнения перевозок над портом Хайфоном сбито более 370 американских самолетов. Впоследствии было обезврежено более тысячи мин, установленных американцами во время блокады северо-вьетнамского побережья.
В целях повышения морской блокады с 9 мая 1972 г. 7-й флот США начал массированные минные постановки. В одну ночь по заранее разработанному плану палубной авиацией были выставлены минные заграждения на подходах к северо-вьетнамским портам Кам-Фа, Хон-Гай, Хайфон, Винь, Донг-Хой, Тхань-Хоа и др., через которые Вьетнам получал грузы из дружественных стран. Одновременно мины ставились и на внутренних водных коммуникациях. В целях маскировки одновременно с минированием авиация наносила бомбовые удары, а корабли вели обстрел береговых объектов.
Постановка мин производилась палубными штурмовиками А-6 «Иинтрудер» и А-7 «Корсар», прикрываемыми истребителями F-4 «Фантом». Авианосцы «Китти Хок», «Корал Си» и «Констеллейшн», с которых взлетали носители минного оружия, маневрировали на удалении 80–100 миль от районов минирования. Постановка мин самолетами осуществлялась в строю фронта или пеленга в период наступления малой воды. Высота полета составляла 150–300 м, скорость – 550–650 км/ч. Каждый из самолетов нес от двух до шести донных мин Mk 36, Mk 50, Mk 52 или Mk 53, сбрасываемых по сигналу ведущего. Мины, попавшие на осушку или в районы с глубинами менее 3 м, самоликвидировались.
На внутренних водных коммуникациях, где глубины места не превышали 15 м, американцы выставляли новые авиационные мины-бомбы. Эти мины («Дистрактор») представляли собой бомбы Mk 81 или Mk 82, снабженные неконтактным (индукционным) малогабаритным взрывателем.
Средняя плотность минных заграждений составляла 70–80 мин на милю фронта заграждения, а в некоторых местах и до 150 мин. Несмотря на то, что было выставлено около 11 тыс. мин, американцы цели не достигли. Вьетнамское командование закрыло опасные для плавания кораблей и судов районы. Прибывающие же суда с воинскими и народнохозяйственными грузами разгружались на внешних рейдах, за пределами минных заграждений. Грузы доставлялись на берег на малоразмерных, как правило, немагнитных рейдовых плавсредствах. Потери при выполнении перевозок составили всего 30 небольших судов, подорвавшихся на минах. Сами же американцы от подрыва на двух собственных минах Mk 36 потеряли эскадренный миноносец «Уоррингтон».
Опыт минно-заградительных действий в войне во Вьетнаме показал, что авиация способна в короткие сроки осуществить массированные постановки мин. При этом в интересах скрытности американцы в максимально возможной степени использовали темное время суток и пониженную видимость, а также практиковали постановку мин с одновременным нанесением бомбовых ударов.
В связи с тем, что флот Северного Вьетнама не имел тральщиков и неконтактных тралов, борьба с минами велась примитивными способами. Например, вьетнамцы для траления мин использовали гребные шлюпки, буксировали рыболовецкие сети или драги для извлечения мин на поверхность. Для уничтожения мин с индукционным взрывателем по рекам сплавляли загруженные металлом плоты или же по дну реки протаскивали листы железа. Этими способами обезврежено до 50 мин-бомб «Дистрактор». Была предпринята попытка уничтожения мин путем обстрела мест их постановки береговой артиллерией и сбрасывания глубинных бомб с катеров. Однако результаты этих действий оказались ничтожно малыми.
Для организации выгрузки судов в Хайфоне на протяжении войны постоянно находились представители Минморфлота СССР и, в частности, Николай Иванович Ковалев, капитан 3 ранга Георгий Попов. Они работали на причалах порта и о риске не думали.
В октябре 1973 г. из советских черноморских портов, а также портов Бургас (НРБ) и Росток (ГДР) были выполнены воинские морские перевозки на Ближний Восток. Назначением в порты Александрия и Латакия было выполнено 49 судорейсов с вооружением и военной техникой.
11 ноября 1975 г. была провозглашена Народная Республика Ангола. Сразу же националистические силы в ЮАР и белые наемники организовали интервенцию на ее территорию. Со стороны стран коммунистического блока, главным образом Кубы и СССР, были организованы массированные поставки военной техники (танки, артиллерийские и зенитные системы, истребители, бомбардировщики, вертолеты, военные катера; только к февралю 1976 г. Советский Союз, по подсчетам ЦРУ, поставил в Анголу военной техники общей стоимостью 300 млн долларов), а Куба прислала собственные войска.
Летом 1975 г. на советских транспортных судах, под прикрытием советских же боевых кораблей и самолетов, в Анголу прибыло 20 кубинских мотопехотных бригад – 45 тыс. солдат и офицеров, полностью экипированных советским оружием и техникой. Это были кадровые соединения, которым не могли противостоять полупартизанские формирования националистов, плохо вооруженные и руководимые непрофессионалами.
Однако когда кубинцы стали одолевать отряды УНИТА, в военные действия вмешались вооруженные силы ЮАР, также укомплектованные хорошо обученными солдатами и оснащенные современным оружием и боевой техникой. И гражданский военный конфликт в Анголе превратился в настоящую войну кубинских и советских подразделений против регулярных вооруженных сил Южно-Африканской Республики. Она продолжалась более 15 лет, временами сражения достигали масштабов, сравнимых с боями Второй мировой войны.
Особенно кровопролитными были сражения в окрестностях Куиту-Куанвале, прозванного «ангольским Сталинградом». В 1987–1988 гг. они превратились в ожесточенную битву между анголо-кубинскими и южноафриканскими войсками с участием сотен танков и БТР, десятков боевых самолетов и вертолетов. Впервые в боях приняли участие юаровские танки «Олифант» и пушечные бронеавтомобили «Ратель-90». Правительственным войскам удалось остановить продвижение противника на рубеже р. Чамбинги, точнее – противника остановили кубинские части. В спешном порядке в Анголу морским транспортом была перевезена 50-я дивизия – элитное соединение Революционных вооруженных сил Кубы, вооруженное танками Т-62. Ранее эта дивизия занимала позиции вокруг американской военной базы Гуантанамо. К 16 ноября ангольская армия и кубинские войска, потеряв 33 танка, остановили отряды УНИТА в 10–15 км от Куиту-Куанавале.
Только за период официального военного сотрудничества СССР с Анголой с 1975 по 1991 гг. в эту страну с целью оказания помощи в строительстве национальной армии было откомандировано около 11 тыс. советских военнослужащих, из них 107 генералов и адмиралов, 7211 офицеров, более 3,5 тыс. прапорщиков, мичманов, рядовых, а также много рабочих и служащих СА и ВМФ. Кроме того, в тот период у берегов Анголы несли боевую вахту сотни военных моряков, в том числе и морских пехотинцев, которые находились на борту заходивших в порты Анголы кораблей.
Осуществлялись воинские морские перевозки в интересах контингента кубинских войск. СССР, кроме геополитического выигрыша и ощутимого военного присутствия, получил три центра радиоэлектронной разведки – в городах Кобинду, Бенгелу и Лобиту, – которые вели наблюдение за Атлантическим океаном.
Суда Черноморского, Балтийского и Эстонского морских пароходств с 1975 г. систематически выполняли оперативные и снабженческие перевозки назначением либо в Луанду, в адрес т. н. «объекта 510», либо по маршруту Одесса – порты Кубы – Луанда – Одесса. В эти рейсы офицеры органов ВОСО ЧФ назначались военными комендантами транспортов, а указанный маршрут получил неофициальное название «золотой треугольник».
На судах, находившихся в портах Анголы, выполнялись мероприятия боевого обеспечения, в частности – противодиверсионной обороны. Гражданские моряки охотно участвовали в производимом профилактическом гранатометании, что порой приводило к перерасходу гранат. Подволоки кают моряков по окончании рейсов украшали гирлянды из сорванных колец. Недостаток гранат был пополнен перевозкой из Таллина. Проблема заключалась в том, что Таллинский морской торговый порт не работал с разрядными (опасными) грузами. По согласованию, произведенному органами ВОСО с администрацией порта, гранаты, загруженные специалистами Таллинской ВМБ в арендованные 5-тонные контейнеры, были доставлены к борту судна и размещены на верхней палубе за баковой надстройкой непосредственно перед отходом. Указанные мероприятия не считались напрасными или перестраховочными, поскольку в это же время – в конце 1980-х гг. – в другой «горячей точке», Никарагуа, в результате нападения подводных диверсантов был потоплен т/х «Отепя», ранее принадлежавший Эстонскому морскому пароходству, и буквально накануне подрыва подаренный правительством СССР правительству Никарагуа.
Советская военная миссия в Анголе была свернута лишь в 1991 г., а общая задолженность Анголы за поставки вооружения, военной техники и по кредитам, предоставленным бывшим СССР, достигла 5,7 млрд долларов.
С 14 октября 1980 г. по 31 июля 1988 г. выполнялись воинские речные перевозки по р. Амударья в интересах Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане. Всего было перевезено 337 832 т воинских грузов, в т. ч. 16 093 т боеприпасов, 277 975 т горючего и смазочных материалов, 29 143 т продовольствия, 6086 т строительных и 8535 т прочих грузов.
Умысел без замысла - это вымысел!
Re: История службы ВОСО Военно-Морского Флота
« Ответ #92 : 01.07.2008, 13:22, Вторник »
Период 1989–1994 гг. для органов ВОСО ВМФ можно охарактеризовать, как период реализации международных обязательств бывшего Советского Союза по выводу советских войск с территории стран Восточной Европы и Прибалтики.
На основании принятых межгосударственных соглашений и договоров, указаний Генерального штаба ВС РФ на флотах были проведены расчеты и разработаны графики вывода войск (сил) флота с территорий этих стран.
Органы военных сообщений флота и владельцы средств водного транспорта Балтийской морской зоны участвовали не только в выводе сил Балтийского флота, но и занимались планированием, организацией перевозочного процесса, прежде всего, в интересах других объединений и видов ВС РФ. Данные перевозки осуществлялись комбинированным способом, т. е. с использованием всех видов транспорта. Однако наибольшая часть объема перевозок была выполнена морским транспортом. Для вывода войск были задействованы суда Балтийского морского пароходства и паромные суда Литовского морского пароходства, работающие на линии Мукран – Клайпеда. Для особого контроля за выполнением графиков постановки судов под погрузку и своевременностью их обработки в Ленинградском, Калининградском, Выборгском и Клайпедском морских портах были назначены оперативные группы, в состав которых включались офицеры от органов ВОСО флота.
Ежемесячные объемы перевозок материальных средств и техники составляли: до 300 единиц техники из порта Росток в порты Ленинград, Калининград, Клайпеда и портопункт Высоцк; до 70 тыс. т материальных средств на морских судах и судах смешанного «река-море» плавания в порты Калининград, Клайпеда, Выборг; до 2000 вагонов, в т. ч. с боеприпасами, – в железнодорожно-паромном сообщении Мукран – Клайпеда (три парома из СССР и два из ФРГ). Для перевозки техники постоянно привлекалось три судна типа «ро-ро»: два судна Балтийского пароходства типов «Инженер Мачульский» и «Композитор Мусоргский» и одно судно Литовского морских пароходств. Были задействованы несамоходные баржи-площадки типа «Высоцк» и суда обеспечения вспомогательного флота БФ «Иргиз», «Бира», «Индигирка».
Всего за период вывода войск из Германии (1991–1994) (см. часть 1 настоящего пособия) судами гражданских владельцев Балтийского бассейна было перевезено более 320 тыс. т материально-технических средств, более 27 тыс. ед. различной боевой техники и около 5 тыс. человек личного состава. Кроме того, объем перевозок, выполненный паромами на линии Мукран – Клайпеда составил 1,1 млн т материально-технических средств и более 330 тыс. т боеприпасов (до 40 % всего объема перевозок Западной группы войск). Воинские перевозки морским транспортом были выполнены в установленные сроки и заслужили высокую оценку командования. В успешном выполнении перевозок немалая заслуга органов военных сообщений Балтийского флота, возглавляемых в этот период капитаном 1 ранга В. И. Петрашкевичем.
Перевозки войск и воинских грузов из стран Восточной Европы железнодорожным транспортом осуществлялись и через Калининградскую железную дорогу, на которой были развернуты Калининградский и Черняховский перегрузочные районы. В них осуществлялась перегрузка воинских эшелонов и транспортов из вагонов западноевропейской колеи в вагоны союзной колеи.
После распада СССР и в связи с развитием политических процессов в странах Прибалтики в 1992 г. начался вывод Северо-западной группы войск (СЗГВ) с территорий республик Латвии, Эстонии и Литвы. Вывод войск и вывоз материальных средств из СЗГВ в основном осуществлялись железнодорожным транспортом. Техника и материальные средства Балтийского флота, наряду с железнодорожным транспортом, вывозились судами вспомогательного флота.
В ходе вывода войск органы ВОСО флота получили колоссальный опыт в организации и управлении массовыми воинскими перевозками различными видами транспорта. Огромная работа была проведена всеми учреждениями ВОСО под руководством таких специалистов службы, как капитанов 1 ранга Ю. Н. Коваля, О. П. Павлова, А. А. Вилчинскаса, В. В. Ситникова, капитана 2 ранга В. Г. Гарькуна, капитана 3 ранга А. Ф. Ростова, подполковников А. Я. Стадника, В. И. Татьянина.
Это – лишь немногие страницы повседневной деятельности органов военных сообщений на морском и внутреннем водном транспорте.
В настоящее время служба военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации решает специфические и важные для боевой готовности Вооруженных Сил задачи мирного и военного времени – обеспечивает транспортные потребности войск (сил флота) и осуществляет контроль за подготовкой путей сообщения в интересах ВС РФ.
Главным содержанием в строительстве и совершенствовании службы военных сообщений в условиях военной реформы является приведение ее возможностей в соответствие с задачами войск и организационными изменениями в структуре и дислокации группировок Вооруженных Сил РФ.
При этом делается все возможное для сохранения имеющегося потенциала органов военных сообщений, использования действующих и разработки новых способов организации перевозок, максимального сохранения структуры службы и системы управления воинскими перевозками.
В соответствующих директивных документах подтверждено и закреплено, что органы военных сообщений являются полномочными представителями Министерства обороны Российской Федерации на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте. Они предназначены для организации воинских перевозок, разработки предложений по подготовке путей сообщения в интересах Вооруженных Сил. Органам военных сообщений на видах транспорта предоставлено право решать с командованием перевозимых войск и должностными лицами на транспорте все вопросы, касающиеся воинских перевозок.
Строительство и повседневная деятельность органов военных сообщений протекают в непростых условиях, сложившихся на транспорте. Прежде всего, это болезненный переход к новым экономическим отношениям, децентрализация руководства магистральными видами транспорта, запаздывание издания новых нормативно-правовых документов, отсталая материально-техническая база транспорта, ослабление внимания к мобилизационной работе, а в ряде случаев и ее свертывание, значительное повышение тарифов на воинские перевозки, отсутствие финансирования воинских перевозок в требуемых объемах.
Со всеми этими и другими проблемами приходится сталкиваться офицерам органов военных сообщений в своей служебной деятельности и решать их. Основными направлениями дальнейшего развития службы военных сообщений являются: совершенствование системы всестороннего обеспечения войск (сил флота) в транспортном отношении; совершенствование боевой готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки органов военных сообщений; совершенствование системы управления воинскими перевозками с учетом изменений системы управления транспортом; исследование и разработка мероприятий по совершенствованию мобилизационно-технической подготовки магистральных видов транспорта; перестройка кадровой политики системы подготовки и воспитания офицеров службы военных сообщений с учетом современных требований.
В основу работы органов ВОСО заложены принципы, выработанные ценой трудного боевого опыта. Обязанностью сегодняшних офицеров службы ВОСО ВМФ является его тщательное изучение и творческое претворение в жизнь.
Умысел без замысла - это вымысел!
Re: История службы ВОСО Военно-Морского Флота
« Ответ #93 : 01.07.2008, 13:22, Вторник »
Глава 4. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
СЛУЖБ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ ФЛОТОВ

4.1. Краткий исторический очерк
службы военных сообщений Черноморского флота

1 августа 1935 г. на Черноморском флоте впервые был сформирован отдел военных сообщений штаба Черноморского флота, он же 3-й отдел штаба Черноморского флота с дислокацией в Севастополе. В этот период в подчинении отдела не было ни военных комендатур в портах, ни управлений военно-транспортных служб при морских пароходствах. Одновременно со своими функциями отдел выполнял и функции управления военно-транспортной службы на Черном море.
В 1938 г. были сформированы и подчинены отделу военных сообщений штаба Черноморского флота Управления военно-транспортной службы при Черноморском пароходстве в г. Одессе и при Азовском пароходстве в г. Ростове-на-Дону. В этот период увеличивается и структура самого отдела, который стал состоять из 4-х отделений:
•   1 отделение – эксплуатационное (морские и железнодорожные перевозки);
•   2 отделение – мобилизационное;
•   3 отделение – техническое и подъездных путей;
•   4 отделение – контроля и расчета.
В августе – сентябре 1940 г. отдел был передан в состав организационно-мобилизационного отдела штаба Черноморского флота на правах его отделения, но свое название – отдел военных сообщений штаба Черноморского флота – сохранил. Такая организационная структура просуществовала до начала 1941 г., а затем отдел был возвращен к прежней организации.
В начале 1941 г. были сформированы военные комендатуры в портах Николаев, Керчь, Батуми с непосредственным подчинением Управлению военно-транспортной службы при Черноморском пароходстве.
В июне 1941 г., с началом Великой Отечественной войны, были сформированы военные комендатуры в портах Одесса, Севастополь, Феодосия, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Поти, Жданов (Мариуполь), Темрюк – практически во всех основных портах Черного и Азовского морей.
В ноябре 1941 г. на транспортах и боевых кораблях Черноморского флота основной состав отдела перебазировался в Туапсе, а в Новороссийске при штабе Черноморского флота была организована оперативная группа, где, в основном, находился начальник отдела.
В середине 1942 г. отдел вместе со штабом Черноморского флота перебазировался из Туапсе в Сухуми, затем, в конце 1942 г., –из Сухуми в Поти, после чего, осенью 1943 г., – из Поти в Макопсе (под Туапсе), где пробыл до февраля – марта 1944 г. и вновь перебазировался на 12 км Сухумского шоссе (район Новороссийска).
В августе 1944 г. отдел возвратился в освобожденный Севастополь в составе штаба Черноморского флота.
В 1946 г. отдел получил новое наименование – отдел перевозок и подготовки морского транспорта (он же – 7-й отдел). В этот же период мобилизационное отделение было выделено из состава 7-го отдела и передано в подчинение организационно-мобилизационного отдела штаба Черноморского флота. Такая организация просуществовала всего несколько месяцев, после чего отдел был возвращен к прежней структуре и наименованию – отдел военных сообщений штаба Черноморского флота.
С 1949 г. отдел стал именоваться – отдел военно-морских сообщений штаба Черноморского флота.
В 1962 г. отдел согласно директиве ГШ ВМФ от 16 января 1962 г. № ОМУ/1/13004с был переименован в отдел военных сообщений Черноморского флота (с 30 января 1962 г.) и, в соответствии с Приказом МО СССР от 25 августа 1961 г. № 0208, был переподчинен тылу Черноморского флота.
Соответственно были изменены и наименования подчиненных отделу органов:
•   Управление военно-транспортной службы Черноморского бассейна – на Управление начальника передвижения войск на Черноморском бассейне;
•   управления военно-морских комендантов водных районов и портов – на управления военных комендантов водных участков и портов (а в Николаеве, Новороссийске, Севастополе с апреля 1965 г. – и железнодорожных станций).
С 1 июля 1968 г. введена группа по контролю за гражданским судоходством (в количестве 4-х старших офицеров) с подчинением начальнику военных сообщений флота.
В марте 1969 г. в целях создания надлежащих условий для выполнения отделом основных задач, усиления контроля за военно-мобилизационной подготовкой средств водного транспорта и гражданским судоходством Главком ВМФ приказал при переводе флота в высшие степени боевой готовности штабной пост военных сообщений развертывать не на тыловом пункте управления флота, а на командном пункте флота, на базе поста контроля за гражданским судоходством.
В октябре 1981 г. в отдел ВОСО ЧФ дополнительно к штату введена должность старшего офицера по мобилизационной работе.
В соответствии с Директивой начальника ГШ ВМФ от 13 сентября 1984 г. № 730/2/0740 отдел военных сообщений штаба Черноморского флота переименован в службу военных сообщений штаба Черноморского флота. С 1987 по 1993 гг. служба военных сообщений штаба Черноморского флота подчинялась начальнику тыла Черноморского флота.
С 10 февраля 1993 г. служба военных сообщений Черноморского флота передана в состав штаба флота с подчинением начальнику штаба флота.
С 31 августа 1993 г. директивой начальника штаба КЧФ от 28 июля 1993 г. № 52/108 комендатура военных сообщений водного участка и порта Новороссийск переведена на штат № 47/404-53 (5 офицеров, 3 мичмана, 2 служащих), комендатура военных сообщений водного участка и порта Туапсе переведена на штат № 47/404-56 (4 офицера, 2 мичмана, 2 служащих).
С 31 августа 1993 г. Директивой начальника ЦУП ВОСО МО РФ от 4 июня 1993 г. № 159/609 расформированы установленным порядком:
•   Управление военных сообщений на Дунайском бассейне, штат № 47/402-53, (9 офицеров, 4 служащих);
•   Управление военных сообщений на Черноморском бассейне, штат № 47/401-53, (12 офицеров, 7 служащих);
•   комендатура военных сообщений водного участка, порта и железнодорожной станции Феодосия, штат 47/406-52, (2 офицера, 1 мичман);
•   комендатура военных сообщений водного участка и портов Одесса, Ильичевск, Белгород-Днестровский, штат № 47/404-53, (5 офицеров, 2 мичмана, 1 служащий).
С 1 марта 1994 г. Директивой начальника ГШ ВМФ от 20 января 1994 г. № 730/1/065 служба военных сообщений переведена на штат 2/878-51.
С 1 сентября 1997 г. Директивой начальника ГШ ВМФ от 29 июля 1997 г. № 730/1/0505 служба военных сообщений Черноморского флота выведена из непосредственного подчинения начальника штаба флота с подчинением начальнику тыла Черноморского флота.
С 1 июня 2003 г. Директивой начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 1 декабря 2002 г. № 158/21/0738 Управление ВОСО на ЦЧБ расформировано, а комендатура военных сообщений водного участка и порта Севастополь непосредственно подчинена начальнику службы ВОСО ЧФ.
Умысел без замысла - это вымысел!
Re: История службы ВОСО Военно-Морского Флота
« Ответ #94 : 01.07.2008, 13:23, Вторник »
4.2. Краткий исторический очерк
службы военных сообщений Балтийского флота

История возникновения органов военных сообщений Балтийского флота началась с 1920 г. Так, 27 июля 1920 г. командующий Морскими силами Балтийского моря принял решение о создании Управления военных сообщений флота. На Управление военных сообщений возлагались:
•   разработка «Плана воинских перевозок» в соответствии с указаниями командующего МСБМ;
•   разработка предложений по эвакуации грузов, учреждений и людей;
•   непосредственное заведование воинскими рабочими частями на местах погрузки (выгрузки) транспортных судов;
•   наблюдение за погрузкой (выгрузкой) грузов, а также за судами, находящимися на переходе;
•   разработка вопросов по распределению транспортных средств по пунктам погрузки (выгрузки) материальных средств.
Начальник Управления военных сообщений подчинялся командующему МСБМ.
16 июля 1938 г. начальник штаба Балтийского флота доложил начальнику ГМШ РККФ предложения по структуре органов военно-морских сообщений КБФ мирного времени, которая была утверждена в составе:
•   отдел военно-морских сообщений штаба КБФ;
•   военно-транспортная служба при Балтийском государственном морском пароходстве (БГМП);
•   военно-транспортная служба при Северо-Западном речном пароходстве (СЗРП) с военно-морскими комендатурами пристаней Шлиссельбург и Вознесенье.
15 апреля 1939 г. Приказом Наркома ВМФ № 0172 было объявлено о формировании на Балтийском флоте новых линейных органов военно-морских сообщений, в том числе:
•   Управление военно-транспортной службы на Балтийском бассейне;
•   военно-морские комендатуры водных районов и пристаней Шлиссельбург и Вознесенье.
Начальник 3-го отдела (военно-морских сообщений, ВМС) штаба КБФ по вопросам мобилизационной подготовки подчинялся начальнику штаба флота, а по специальным вопросам – начальнику 3-го отдела Главного морского штаба ВМФ.
После Советско-финляндской войны (1939–1940) Финляндия передала в аренду Советскому Союзу п-ов Ханко, на котором развернулись работы по строительству военно-морской базы. Начались массовые перевозки морским и железнодорожным транспортом из Кронштадта и Ленинграда строительных грузов, автомобильной техники, артиллерии, боеприпасов, продовольствия и людей. Для организации и руководства воинскими перевозками были дополнительно сформированы линейные органы и учреждения военно-морских сообщений, в том числе:
•   отделение военно-морских сообщений штаба ВМБ Ханко;
•   военно-морская комендатура порта Ханко;
•   Управление железной дороги Ханко;
•   8-й отдельный железнодорожный батальон.
26 июня 1940 г. было утверждено новое «Положение о штабе Краснознаменного Балтийского флота», в котором 3-й отдел отсутствовал. Его функции были возложены на организационно-мобилизационный отдел штаба КБФ, в том числе руководство линейными органами военно-морских сообщений.
За период с середины 1940 до июня 1941 г. Балтийским флотом проделана огромная работа по развитию системы базирования и обеспечения сил флота (строительство ВМБ, аэродромов, береговых батарей тыловых объектов на территории Эстонии и Латвии). Для организации и руководства воинскими перевозками в октябре 1940 г. отделение ВМС было выведено из состава организационно-мобилизационного отдела штаба КБФ и переведено в самостоятельный отдел Военно-Морских сообщений штаба флота.
Приказом Наркома ВМФ от 28 февраля 1941 г. № 0175 дополнительно были сформированы линейные органы военно-морских сообщений флота, в том числе:
•   Управление военно-транспортной службы при Эстонском ГМП с военно-морской комендатурой в порту Гапсале;
•   Управление Военно-транспортной службы при Латвийском ГМП с военно-морскими комендатурами в портах Рига и Либава.
С началом Великой Отечественной войны главными задачами органов Военно-Морских сообщений стали:
•   отмобилизование гражданских средств водного транспорта в состав КБФ;
•   выполнение воинских перевозок для обеспечения сил флота и фронта на морских и речных коммуникациях.
За период с 22 июня по 31 декабря 1941 г. было отмобилизовано в состав БФ 359 судов и плавсредств гражданских владельцев. Из них переоборудованы на судоремонтных предприятиях под боевые корабли – 111 ед. и переданы под вспомогательные суда – 207 ед.
Наиболее яркими страницами слаженной работы восовцев и транспортников явились перевозки по эвакуации из военно-морских баз Ханко и Таллина; по обеспечению войск Ленинградского фронта и жителей Ленинграда в ходе блокады, а также по переброске 8-й и 2-й Ударных армий на Ораниенбаумский плацдарм. Для организации перевозок в Ленинградском морском порту 27 июня 1941 г. была сформирована военно-морская комендатура.
В связи с захватом фашистскими войсками территории Латвии и Эстонии, морские пароходства эти республик были расформированы, а оставшийся флот был передан Балтийскому пароходству. В августе 1941 г. приказом Наркома ВМФ были расформированы Управления военно-транспортной службы при Эстонском и Латвийском ГМП, а также военно-морские комендатуры портов Либава, Рига и Гапсаль. Для руководства перевозками по Ладожскому озеру были сформированы военно-морские комендатуры портопунктов: Шлиссельбург, Волховстрой, Новая Ладога, Свирица, Лодейное поле, Гостинополье.
В освобожденных Эстонии и Латвии от фашистских войск Циркуляром начальника ГМШ ВМФ от 19 октября 1944 г. № 01179 были вновь сформированы:
•   Управление военно-транспортной службы при ЭМП с военно-морскими комендатурами в портах Таллин, Рохукюла и Виртсу;
•   Управление военно-транспортной службы при ЛМП с военно-морскими комендатурами в портах Рига, Виндава и Либава.
В связи с прекращением перевозок по Ладожскому озеру, Циркуляром Начальника ГМШ ВМФ от 5 января 1945 г. № 050 были расформированы военно-морские комендатуры в пунктах Вытегра, Новая Ладога, Гостинополье, Волховстрой, Свирица, Лодейное поле, их штаты были направлены на формирование военно-морских комендатур в южной части Балтийского моря, в портах Мемель и Кенигсберг.
В 1945 г., с созданием Юго-Западного морского оборонительного комплекса, были сформированы военно-морские комендатуры в портах Гданьск, Гдыня, Кольберг, Штеттин, Свиноустье, Штральзунд. При штабе ЮЗМОРа был сформирован отдел военно-морских сообщений. В соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 15 февраля 1946 г. о разделении Балтийского флота на Северо-Балтийский (с 1947 г. – 8-й ВМФ) и Юго-Балтийский (с 1947 г. – 4 й ВМФ), отдел военно-морских сообщений КБФ был переименован в отдел военно-морских сообщений Северо-Балтийского флота, которому были подчинены:
•   Управление военно-транспортной службы на Балтийском морском и Северо-Западном речном бассейнах (г. Ленинград) с военно-морскими комендатурами в портах Ленинград, Выборг, Петрокрепость и Вознесенье;
•   Управление военно-транспортной службы на Прибалтийском бассейне при ЭМП (г. Таллин) с военно-морскими комендатурами в портах Таллин и Виртсу;
•   Управление военно-транспортной службы на Восточно-Балтийском бассейне при ЛМП (г. Рига) с военно-морскими комендатурами в портах Рига и Виндава.
Штаб Северо-Балтийского флота, а вместе с ним и отдел военно-морских сообщений, размещался в Таллине.
Юго-Балтийский флот создавался на базе Юго-Западного морского оборонительного района. В штате штаба Юго-Балтийского флота также был сформирован отдел военно-морских сообщений с подчинением ему военно-морских комендатур портов Либава, Клайпеда, Калининград, Гдыня, Штеттин, Свиноустье и Штральзунд. Штаб Юго-Балтийского флота, а вместе с ним и отдел военно-Морских сообщений, размещался в г. Пиллау.
В соответствии с Приказом МО СССР от 4 января 1956 г. № 002 военно-морские флоты Балтики с 1 марта 1956 г. были объединены в один Краснознаменный Балтийский флот. Исходя из этого, была произведена и реорганизация органов военно-морских сообщений. Отдел военно-морских сообщений штаба КБФ был сформирован на базе отдела военно-морских сообщений 8-го военно-морского флота. В соответствии с планом реорганизации были расформированы военно-морские комендатуры портов Гдыня, Кольберг, Свиноустье, Штеттин и Штральзунд. В штабе Восточно-Балтийской флотилии сформировано отделение военно-морских сообщений.
В соответствии с директивой начальника Генштаба ВС СССР от 26 ноября 1958 г. было сформировано Управление военно-транспортной службы Южной части Балтийского моря. В июле 1960 г. были расформированы военно-морские комендатуры в портах Рига, Вентспилс, Таллин и Виртсу.
В сентябре – октябре 1962 г. органами ВОСО флота выполнялась правительственная задача по доставке ограниченного контингента советских войск на Кубу в период Карибского кризиса.
С образованием в начале 1962 г. Литовского морского пароходства было создано Управление начальника передвижения войск на Западном Балтийском морском и речном бассейнах.
Период с 1970 по 1989 г. можно охарактеризовать как период тесного взаимодействия органов ВМФ с владельцами средств водного транспорта по организации воинских перевозок, контролю за гражданским судоходством и готовности владельцев средств транспорта к работе в военное время. В 1986–1987 гг. было проведено 5 тактико-специальных учений по высадке войск морского десанта на необорудованное побережье с практическими выходами судов в море, а также учения по обучению войск перевозкам морским транспортом. В среднем в учениях участвовало до 300 чел. личного состава и 100 ед. различной боевой техники.
13 сентября 1984 г. отдел ВОСО был переименован в службу ВОСО флота.
С распадом Советского Союза была проведена реорганизация органов ВОСО БФ. Управления ВОСО в Таллине, Риге, Клайпеде были переформированы и передислоцированы соответственно в Тюмень, Тикси и Калининград. С 1 декабря 1994 г. органы ВОСО Ленинградской ВМБ, в составе Управления ВОСО на БМ и СЗРБ с комендатурами ВОСО портов Ленинград, Череповец и пристани Вознесенье, выведены из подчинения командующего Ленинградской ВМБ и подчинены непосредственно начальнику службы ВОСО БФ. 20 ноября 1995 г. службе ВОСО БФ было подчинено Управление ВОСО на Калининградской железной дороге с комендатурой ВОСО железнодорожного участка и станции Черняховск.
Период 1989–1994 гг. для органов ВОСО флота характеризовался как период реализации международных обязательств бывшего Советского Союза по выводу советских войск с территории стран Восточной Европы и Прибалтики. Для вывода войск морским транспортом были задействованы суда Балтийского морского пароходства и паромные суда Литовского морского пароходства, работающие на линии Мукран-Клайпеда. Всего за период вывода войск из Германии (1991–1994 гг.) гражданскими судами было перевезено более 320 тыс. т грузов, более 27 тыс. ед. техники и около 5 тыс. человек. Кроме того, объем перевозок, выполненный паромами на линии Мукран – Клайпеда, составил 1,1 млн т материально-технических средств и более 330 тыс. т боеприпасов (до 40 % всего объема перевозок Западной группы войск). Перевозки войск и воинских грузов из стран Восточной Европы осуществлялись и железнодорожным транспортом, для чего Калининградской железной дорогой были развернуты Калининградский и Черняховский перегрузочные районы.
Кардинальные геостратегические изменения в Балтийской морской зоне создали экономические и таможенные трудности для Калининградской области, что значительно осложнило работу органов ВОСО флота. Вместе с тем, благодаря усилиям опытных, грамотных и профессионально подготовленных начальников ВОСО на Калининградской железной дороге за период с 1995 по 1999 гг. перевезено 6500 воинских транспортов, более 18 800 вагонов, свыше 3000 воинских команд, более 65 000 военнослужащих.
Одним из определяющих факторов в успешном и своевременном выполнении задач по транспортному обеспечению войск и сил Балтийского флота стало организованное ВОСО флота тесное взаимодействие органов военных сообщений с руководством Калининградской железной дороги, морскими и речными пароходствами, портами, судостроительными и судоремонтными заводами Балтийского бассейна.
Умысел без замысла - это вымысел!
Re: История службы ВОСО Военно-Морского Флота
« Ответ #95 : 01.07.2008, 13:23, Вторник »
4.3. Краткий исторический очерк
службы военных сообщений Тихоокеанского флота

8 июля 1930 г. Революционный Военный Совет СССР (согласно протоколу его заседания) признал необходимым иметь в составе штабов Морских сил морей (на тот период Морские силы имелись только на Черноморском и Балтийском морях) отделы военных сообщений, путем включения в состав этих штабов представительств Народного комиссариата по военным и морским делам (представитель НКВМД – он же начальник отдела военных сообщений штаба Морских сил моря).
Таким образом, 8 июля 1930 г. – дата создания на морских театрах органов военных сообщений ВМФ.
На Тихом океане Морских сил в то время фактически не существовало.
Известно, что Тихоокеанский флот, ведущий свою историю с 1731 г., от Охотской военной флотилии, в период с 1926 г. до 1932 г. штаба во Владивостоке не имел, так как Морские силы Дальнего Востока были сокращены до Дальневосточной военной флотилии со штабом в Хабаровске. А во Владивостоке были только подразделения тыла этой флотилии.
Первым органом военных сообщений на морских бассейнах операционной зоны Тихоокеанского флота стало учрежденное в 1931 г. во Владивостоке Управление начальника военно-транспортной службы на морских путях Дальнего Востока, преемником которого является нынешнее Управление военных сообщений на Дальневосточном морском бассейне.
Датой создания этого органа следует считать 2 декабря 1931 г., когда Приказом РВС СССР № 1040 на должность начальника военно-транспортной службы на морских путях Дальнего Востока был назначен командир РККА К. В. Протопопов.
9 марта 1932 г. Приказом РВС СССР № 0077 начальник военно-транспортной службы на морских путях Дальнего Востока был назначен по совместительству начальником 3-го отдела (военных сообщений) штаба Морских сил Дальнего Востока.
Этот день следует считать днем создания 3-го отдела (военных сообщений) штаба МСДВ, преемником которого является служба военных сообщений ТОФ.
В начале 1934 г. на отдел ВОСО возлагаются обязанности по распределению и расходованию ВПД и отчетность по ним.
В начале 1936 г. по инициативе начальника ВОСО флота штабом флота в очередной раз рассматривается вопрос о создании в порту внештатной военно-морской комендатуры, аппарат которой постоянно и непосредственно занимался бы организацией воинских перевозок (впервые, еще в 1933 г., штабом МСДВ перед Центром ставился вопрос о сформировании в пароходстве военно-эксплуатационного управления и военно-морской комендатуры порта Владивосток). На основании рапорта начальника ВОСО флота, командующий флотом в апреле 1936 г. принял решение о создании внештатной комендатуры в порту Владивосток. Был составлен временный перечень должностей, выделяемых на укомплектование военно-морской комендатуры при Владивостокском торговом порту. Таким образом, с 29 апреля 1936 г. в порту Владивосток образовано представительство РККА на транспорте, а военно-морская комендатура при Владивостокском торговом порту явилась первым, созданным в составе и в численности Военно-Морского Флота, учреждением линейных органов ВОСО на Тихоокеанском флоте.
В 1940 г. формируется Петропавловская военно-морская база. Значительно увеличиваются перевозки воинских грузов в этом направлении. Появляется острая необходимость в органах ВОСО на Камчатке, и уже 1 декабря 1940 г. формируется военно-морская комендатура торгового порта Петропавловск-Камчатский, которая являлась единственным представителем командования флота на морском транспорте в зоне Камчатки.
Для решения задач обеспечения воинских перевозок, учета средств водного транспорта и их подготовки в 1940–1941 гг., еще до начала Великой Отечественной войны формируются военно-морские комендатуры в Николаевске-на-Амуре торговом порту, Александровск-Сахалинском торговом порту и торговом порту в Советской Гавани.
Кроме органов ВОСО флота, на Дальнем Востоке несколько ранее были развернуты органы ВОСО на речных путях. Их образование относится к 1929 г. Они, согласно действующему тогда положению, организационно входили в состав Амурской флотилии.
Амурская военная флотилия была создана еще в 1900 г. из вооруженных коммерческих судов. До 1926 г. входила в состав Морских сил Дальнего Востока, как Амурская речная военная флотилия. В связи с ликвидацией Морских сил Дальнего Востока с сентября 1926 г. стала называться Дальневосточной военной флотилией, которая имела некоторые тыловые учреждения и во Владивостоке. В июне 1931 г. переименована в Амурскую Краснознаменную военную флотилию.
Великая Отечественная война, навязанная нашему государству германским фашизмом, явилась тяжелым испытанием для нашего народа и его Вооруженных Сил, включая Военно-Морской Флот, в том числе, и органов военных сообщений флота. Хотя на Дальнем Востоке военные действия с Японией до августа 1945 г. не велись, обстановка все эти годы оставалась напряженной, войска и флот постоянно находились в готовности к отражению агрессии.
Воинские морские перевозки периода Великой Отечественной войны до начала военных действий с Японией могут быть охарактеризованы как перевозки преимущественно внутрифлотские. Для Тихоокеанского флота за это время было перевезено на судах гражданских ведомств 588 000 т грузов и техники, тогда как для Дальневосточного фронта за это же время было перевезено только 201 000 т воинских грузов и техники.
В годы Великой Отечественной войны Приморская железная дорога была дорогой погрузки. Поступление централизованных транспортов, отгружавшихся для Тихоокеанского флота по плану ГМШ и центральных довольствующих управлений, резко сократилось и питание флота осуществлялось, в основном, за счет местных резервов и, частично, импортных грузов, поступающих морем. Подвижной состав на дорогу поступал порожняком, а поступавший с грузами из центральных районов страны после выгрузки представлялся, в первую очередь, под грузы рыбной промышленности и импортные грузы, а так же под перевозку войск с техникой на запад.
По этой причине обеспечение внутрифлотских перевозок подвижным составом, в особенности под продовольственные грузы, было связано с огромными трудностями.
В начале 1944 г. флотом по заданию ГКО была совершена перевозка группы малых кораблей с ТОФ на ЧФ по железной дороге.
В 1945 г. судоходная обстановка на море существенно обострилась. Боевые действия союзников (США, Великобритании) вплотную приблизились к берегам Японии.
8 августа 1945 г. советское правительство, учитывая отказ Японии выполнить требования союзных стран о немедленном прекращении войны и безоговорочной капитуляции, в целях быстрейшего достижения мира предъявило японскому правительству ноту, объявлявшую, что «с завтрашнего дня, т. е. с 9 августа 1945 года, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией».
В ходе кампании советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке была разгромлена Квантунская армия в Северо-восточном Китае и Северной Корее, освобождены от японских захватчиков Южный Сахалин и Курильские о-ва. В подготовке и проведении кампании по разгрому Квантунской армии и других сил Японии в 1945 г. важную роль сыграли органы военных сообщений Тихоокеанского флота.
В 1946 г. НК ВМФ был включен в состав Министерства Вооруженных Сил в качестве ВМС (Военно-Морских Сил).
В феврале 1947 г. Тихоокеанский флот был разделен на два флота: 5-й ВМФ и 7-й ВМФ. В составе штабов и 5-го, и 7-го флотов создаются отделы ВОСО штабов. Начальнику ВОСО 7-го ВМФ были подчинены все органы ВОСО в зоне КВФ и бывшей СТОФ.
12 ноября 1949 г. в Петропавловске-Камчатском формируется Управление военно-транспортной службы при Камчатско-Чукотском Государственном морском пароходстве по штату, не имеющему в составе Управления отделений. Военно-морская комендатура порта Петропавловск-Камчатский замыкается на Змор на КЧБ, а все линейные органы (ВТС, ВМК) – на отдел ВОСО Камчатской военной флотилии (все органы ВОСО Камчатки продолжали подчиняться начальнику ВОСО 7-го ВМФ).
В начале 1970-х гг. на Сахалинском бассейне открывается железнодорожная паромная переправа между пунктами Ванино и Холмск, которая обеспечивала ежедневную транспортную связь материковой части страны с о-вом Сахалин. В 1970-е гг. все большее значение для Тихоокеанского флота приобрел воздушный транспорт, с каждым годом объемы пассажирских перевозок Гражданской авиацией увеличивались и постепенно основной поток воинских пассажиров переключился на воздушный транспорт.
В 1960-е и начале 1970-х гг. по результатам выполнения воинских перевозок, подготовки средств водного транспорта и другим направлениям служебной деятельности ежегодно занимало 1-е место на флоте Управление начальника передвижения войск на ДМБ со своими комендатурами.
С началом 1990-х гг. наблюдалось известное ухудшение экономической ситуации в стране и в Вооруженных Силах, в частности, с 1992 г. сократилось финансирование Министерства обороны и, в том числе, воинских перевозок, в результате чего объем воинских перевозок резко снизился. Эффективность подготовки гражданских средств водного транспорта в связи с недостаточным финансированием также упала, штат работников-мобилизаторов зачастую необоснованно сокращался.
Подобное положение наложило свой отпечаток на всю служебную деятельность органов ВОСО флота, когда по объективным причинам, из-за отсутствия финансовых средств, было затруднительно обеспечить выполнение воинских перевозок и эффективно решать другие возложенные задачи.
В то же время продолжилась тенденция сокращения Вооруженных Сил. В 1994 г. были расформированы комендатуры ВОСО портов Посьет, Магадан, Буревестник. Сокращены несколько штатных единиц и в других комендатурах.
Таким образом, органы военных сообщений Тихоокеанского флота прошли достаточно сложный путь развития и совершенствования и оставили заметный след в укреплении боеготовности Тихоокеанского флота, других видов Вооруженных Сил в области их транспортного обеспечения.
Умысел без замысла - это вымысел!
Re: История службы ВОСО Военно-Морского Флота
« Ответ #96 : 01.07.2008, 13:23, Вторник »
4.4. Краткий исторический очерк
службы военных сообщений Северного флота

11 мая 1937 г. Северная военная флотилия была реорганизована в Северный флот. В состав флота вошел 3-й отдел, на который было возложено выполнение функций органа военных сообщений флота.
Уже в декабре 1939 г., в период войны с Финляндией, офицерам отдела пришлось в боевых условиях применять и оттачивать свои служебные навыки по организации и осуществлению воинских перевозок. Грунтовых, а тем более шоссейных дорог, ведущих из Мурманска к линии фронта, в то время еще не было. Поэтому все воинские перевозки осуществлялись морским путем. На транспортах перевозились десятки тонн боеприпасов, продовольствия, медикаментов и прочего груза. Армейские подразделения доставлялись на борту сторожевых кораблей, тральщиков, а порой и эсминцев, при этом перевозки осуществлялись по двум коммуникациям: Мурманск – Петсамо и Архангельск – Кемь.
После окончания войны офицеры 3-го отдела, учитывая накопленный в боевой обстановке опыт, совершенствовали вопросы планирования и организации воинских перевозок. 14 февраля 1941 г., в связи с организационно-штатными мероприятиями, происходит реорганизация 3-го отдела в отдел военных сообщений Северного флота. Он организационно состоял из четырех отделений:
•   1 отделение – морских перевозок;
•   2 отделение – мобилизационно-техническое;
•   3 отделение – отделение железнодорожных перевозок и контроля за железнодорожными подъездными путями;
•   4 отделение – экономическо-правовое и контрольно-финан¬совое отделение.
Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием способности отдела военных сообщений решать возложенные на него задачи. С 22 июня 1941 г. отдел военных сообщений был представлен на командном пункте командующего Северным флотом адмирала А. Г. Головко штабным постом военных сообщений «ШП-6». Деятельность личного состава отдела военных сообщений и подчиненных ему линейных органов ВОСО была направлена на транспортное обеспечение боевых действий Северного флота и приморского фланга Карельского фронта. Осуществлялась организация перевозок войск, вооружения, военной техники, грузов материально-технического снабжения из пунктов Кольского залива и района Архангельска в пункты побережья Мотовского залива, островов Новой Земли, Баренцева, Белого и Карского морей на судах Северного и Мурманского морских пароходств и небольших судах рыбной промышленности.
Много и напряженно в годы войны трудились офицеры-мобилизаторы отдела военных сообщений. Суда гражданских наркоматов, подлежащие мобилизации на военное время, в основном предназначались для сформирования нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых кораблей, плавбаз, госпитальных судов, а также для минных и сетевых заградителей. Мобилизации подлежали 28 рыболовных траулеров, 5 дрифтеров, 12 моторных ботов, 11 пароходов и теплоходов, всего – 65 судов. Но уже к середине сентября 1941 г. за счет призванных судов гражданских ведомств Северный флот получил 255 вымпелов различного назначения.
Из гарнизонов флота осуществлялась эвакуация женщин и детей. Только с 23 по 27 июня 1941 г. было эвакуировано в Мурманск 1229 чел., из которых 500 были отправлены далее, в Ленинград. Этим вопросом, вплотную с политорганами, занимался отдел военных сообщений штаба флота. Всего к 16 июля 1941 г. было эвакуировано 7067 женщин и детей.
В сентябре 1941 г. в подчинение отдела военных сообщений входят Управления военно-транспортной службы на Баренцевом море и на Белом море.
Постоянное воздействие вражеской авиации по крупным транспортам вынудило отдел ВОСО отказаться от этих судов и начать использовать мотоботы и дрифтерботы. Для этого офицерам отдела пришлось вести переговоры с руководителями рыболовных организаций о выделении мелких судов распорядительным порядком. Мотоботы и дрифтерботы ходили в непосредственной близости от берега, хорошо маскируясь на его фоне. Выгода от их использования оказалась значительной – возможность погрузочно-разгрузочных работ на необорудованном побережье, малая затрата времени для их подготовки к очередному рейсу и высокая оборачиваемость, простота ремонта на судоремонтном заводе. Они не требовали в переходе охранения боевыми кораблями.
В марте 1942 г. отдел ВОСО флота получил задачу по осуществлению эвакуации, с началом навигации, морским путем раненых из Кандалакши, Кеми, Беломорска и Онеги в Архангельск. Офицеры отдела спланировали перевозки и подготовили госпитальные суда для перевозки раненых через р. Северная Двина, автотранспорт для перевозки с аэродромов на островах Кемь и Ягодник. Для перевозки раненых через Северную Двину предназначался пароход «Желябов», а для их перевозки от Архангельска до Котласа – речные пароходы «Добролюбов» и «Ломоносов».
Для руководства выгрузкой транспортных средств, пребывающих с грузами на полуострова Средний и Рыбачий в адрес Северного оборонительного района (СОР), в 1944 г. отделом военных сообщений штаба флота были сформированы военно-морские комендатуры в пунктах Озерко и Эйна. Большую работу по снабжению СОРа выполняли деревянные мотоботы типа «Касатка», грузоподъемностью 15–20 т, построенные в свое время на Мурманской судоверфи.
В ходе подготовки наступательной операции «Вест» офицеры отдела военных сообщений штаба флота в период с 5 по 13 сентября 1944 г. спланировали и обеспечили доставку на п-ов Рыбачий широкой номенклатуры воинских грузов в размере месячной потребности частей СОРа. На организованной постоянно действующей переправе Мурманск – мыс Мишуков с 6 по 17 сентября было перевезено на западный берег Кольского залива 96 танков, 153 артиллерийских и 19 самоходных орудий и многое другое для частей 14-й армии.
После окончания Великой Отечественной войны в работе отдела большой объем занимали организация и транспортное обеспечение снабженческих и оперативных перевозок между пунктами Кольского залива, Печенегского залива, Варангер-фиорда и Белого моря (1945–1950 гг.). В эти же годы восовцы–мобилизаторы принимали активное участие в возвращении гражданским владельцам призванных от них в войну средств водного транспорта.
Отдел и линейные органы ВОСО были неоднократно подвержены организационно-штатным изменениям. В 1947 г. отдел переименовали в 7-й отдел штаба Северного флота (отдел перевозок и подготовки морского транспорта), а в январе 1952 г. ему присваивается новое наименование – отдел военно-морских сообщений Северного флота, которое 1 апреля 1962 г. изменяется на – отдел ВОСО тыла Северного флота.
Офицеры отдела вместе с другими специалистами штаба Северного флота активно участвовали в подготовке и проведении командно-штабных учений. Так, в октябре 1963 г. отдел ВОСО совместно с офицерами штаба флота подготовил план и все необходимые документы для командно-штабного учения «Организация воинских и народно-хозяйственных перевозок и режима плавания на бассейне в военное время». В нем приняли участие руководители Мурманского морского пароходства и Главного управления рыбной промышленности Северного бассейна. К совместному учению по защите морских коммуникаций привлекались 57 судов гражданских ведомств.
13 сентября 1984 г. на основании Директивы начальника ГШ ВМФ № 730/2/0740 отдел ВОСО переименован в службу военных сообщений Северного флота.
В настоящее время личный состав службы ВОСО СФ выполняет задачи по организации всех видов воинских морских и речных перевозок для Северного флота и Ленинградского военного округа с использованием судов гражданских владельцев средств водного транспорта, осуществляет контроль за состоянием их мобилизационной готовности в интересах флота, контролирует выполнение воинских железнодорожных и воздушных перевозок для Северного флота, а так же выполняет ряд других задач.
Умысел без замысла - это вымысел!
Re: История службы ВОСО Военно-Морского Флота
« Ответ #97 : 01.07.2008, 13:24, Вторник »
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ачкасов В. И., Павлович Н. Б. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1973.
Басевич В. РОПиТ и паровое судоходство на Черном море // Морской флот. – 1991.
Басов А. В. Транспортный флот в Великой Отечественной войне (1941–1945). – М.: Наука, 1980.
Боевая летопись русского флота. – М.: Воениздат, 1948.
В боях рожденное: Очерк истории Ленинградского высшего ордена Ленина Краснознаменного училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе. – Л., 1978.
В интересах Вооруженных Сил / Под ред. Ю. К. Воронцова. – М.: Воениздат, 1989.
Васильев Н. Транспорт России в войне (1914–1918) – М.: Воениздат, 1939.
Военно-морской словарь. – М.: Воениздат, 1989.
Военные сообщения в Великой Отечественной войне (1941–1945). – М.: Воениздат, 1968.
Военные сообщения за 50 лет. / Под ред. С. В. Хвощева, А. В. Добрякова. – М.: Воениздат, 1967.
Военный энциклопедический словарь. – М.: Воениздат, 1986.
Воинские повести древней Руси. – М.: Изд-во АН СССР, 1949.
Волков С. М. Военные сообщения. – М.–Л.: Воениздат, 1926.
История военных сообщений на морском и внутреннем водном транспорте: Учебно-методическое пособие / Под ред. А. В. Кири-ченко. – М.: Технотрасттрейд, 2004.
История службы военных сообщений и железнодорожных войск Советской Армии: Учебное пособие. Ч. 1 / Под ред. Г. Н. Ка-раева. – Л.: ВТА им. Л. М. Кагановича, 1952.
История службы военных сообщений и железнодорожных войск Советской Армии: Учебное пособие. Ч. 2 / Под ред. Ф. С. Ба-дюлина. – Л.: ВТА им. Л. М. Кагановича, 1953.
Лаговский Н. Н. Основы организации службы военно-морских сообщений ВМС. – Л.: ВСОК ВМФ, 1950.
Материалы Центрального Государственного архива Военно-Морского Флота.
Материалы Российского Государственного военного архива.
Морской атлас. Т. 3. Военно-исторический. Ч. 1–2. Описания к картам. – М.: ГШ ВМФ, 1966.
Овчинников А., Николаева Л. Судоходные акционерные общества в России и СССР // Морской флот. – 1991.
Русское военно-морское искусство. Сборник статей / Под ред. Р. Н. Мордвинова. – М.: Воен.-морск. изд-во Военно-морского министерства СССР, 1951.
Транспорт в Великой Отечественной войне (1941–1945) / Под ред. И. В. Ковалева. – М.: Наука, 1981.
Ушаков К. Подготовка военных сообщений России к Мировой войне. – М.–Л.: Госиздат, 1928.
Флусов А. А. История военных сообщений Тихоокеанского флота. – Владивосток, 1996.
Умысел без замысла - это вымысел!