1. ВОИНСКИЕ МОРСКИЕ И РЕЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
1.1. Морские походы славян
История русского мореплавания имеет свое начало в глубокой древности. Византийские писатели VI в. уделили большое внимание славянам, среди которых они выделяли многочисленное и сильное племя антов. Поселения антов простирались от низовьев Дуная до побережья Азовского моря, включая Среднее Приднепровье и значительную часть бассейна Днестра. Владея в течение длительного времени морским побережьем, восточные славяне анты приобрели значительный опыт в мореплавании.
Движение кочевых и земледельческих племен Северного Причерноморья в III–VII вв. н. э. захватило и славян. В IV–VII вв. славянские народы с севера и северо-востока наступают на Византию. С этого времени начинаются длительные и трудные плавания славян по Черному, Средиземному, Адриатическому морям. «В VII веке, пишет исследователь Б. А. Рыбаков , завоевание Византии проводится особенно интенсивно; славянские отряды идут на Солунь и далее на юг, доходя до древней Спарты... Вскоре после этого появляются флотилии славянских моноксилов (однодревок) в Мраморном море, в Геллеспонте, в Эгейском море. Славяне с моря осаждают Царьград, нападают на берега Малой Азии, на Эпир, Ахайю. В 610 г. с моря и с суши они осаждают Солунь, в 623 г. славянский флот нападает на Крит, в 642 г. славянская флотилия предприняла далекий морской поход в Южную Италию... Авары оттеснили антов, издавна владевших побережьем, от Византии и тем самым вынудили их предпринимать морские походы». Греческие источники говорят о большом походе славян на Константинополь в 626 г.
Необходимо отметить, что уже в Античности флот активно использовался в военном деле, была сформирована тактика вооруженной борьбы на море, определилась корабельная архитектура. Флот к тому времени четко разделялся на транспортные суда и боевые корабли с их таранами, боевыми площадками, абордажными мостиками, стационарно установленными метательными орудиями, рядами весел. Существовала классификация боевых кораблей. Так, сорокаметровая византийская трирема на всех ста семидесяти веслах развивала скорость до восьми узлов. Экипаж ее, помимо гребцов, включал до семнадцати матросов, до пятидесяти морских пехотинцев (эпибатов), баллистиариев и других специалистов. Оснащенные метательными машинами, византийские корабли могли начинать бой издалека: в противника летели тяжелые каменные ядра, стрелы, больше прохожие на окованные железом колья, а главное – зажигательные снаряды с нефтью или знаменитым «греческим огнем».
( Греческий огонь – зажигательные смеси, употреблявшиеся византийцами для военных целей; согласно ряду исследований, основанных на арабских, греческих и китайских источниках, состав греческого огня довольно близок к пороху, который был известен китайцам за тысячу лет до н. э. – греческим огнем первоначально пользовались исключительно как сильным зажигательным средством, вводя в состав его нефть и смолистые вещества; вероятность последнего предположения подтверждается некоторыми историческими сведениями, описывающими греческий огонь как огненную жидкость. Имеются, однако, данные, что греческим огнем пользовались иногда так же, как и метательным средством, для бросания больших камней из металлических труб; такое применение его встречается во флоте императора Алексея Комнина, в борьбе против пизанцев. Появление греческого огня относят или к 330 г. н. э., при Константине Великом, или же его введение приписывается Каллинику, употребившему его впервые в 670 г. при защите Константинополя от нападения арабов, от которых, вероятно, и был позаимствован самый состав. Арабами раньше употреблялось особое оружие, называемое бартабом, состоявшее из стеклянного шара, подвешенного к одному концу палки; шар имел несколько отверстий и наполнялся зажигательным составом. При встрече с неприятелем следовало зажечь состав и наносить удары врагу горящим составом. Греческие императоры принимали все меры к тому, чтобы держать состав греческого огня в величайшем секрете. У различных авторов состав его описывается различно; достоверно одно, что главною составною частью была селитра. В нашей истории, по летописи Нестора, греческий огонь упоминается при походе князя Игоря на Царьград, когда флот славян был уничтожен под стенами столицы Византийской империи, т. е. в середине Х в. С начала XIV в. всякие дальнейшие известия о греческом огне прекращаются, что совпадает с появлением в Европе огнестрельного оружия, т. е. с началом применения порохового состава исключительно для метательного действия.)
На близком расстоянии применяли гарпаг – короткий массивный брус, снабженный когтистым наконечником и хвостовым кольцом с цепью. Он выстреливался из баллисты, летел, сметая на своем пути все, включая мачты, и захватывал когтями наконечника противоположный борт. Поперечный выстрел позволял дать задний ход и перевернуть вражеский корабль, а продольный – подтянуть его для абордажа. С грохотом падали, впиваясь железными клювами в палубу противника, специальные штурмовые мостки – вóроны и эпибаты в колонну по два с обнаженными мечами устремлялись в рукопашную схватку. Лучники поддерживали их огнем в прямом смысле слова, поскольку стрелы были обмазаны горящим асфальтом. Но главным оружием кораблей все же оставался таран. Часто их было два – по одному в носу и корме, чтобы наносить удар как передним, так и задним ходом.
Славянские суда с этих позиций понятию «боевой корабль» не соответствовали. Кораблестроение у славян развивалось совершенно самостоятельным путем, соответственно местным условиям, под влиянием накопленного опыта плавания по многоводным славянским рекам и морям. Греки, как было указано, называли славянские лóдьи моноксилион, т. е. «однодревками», имея в виду технику их постройки. Она заключалась в следующем. В основание лодьи клался цельный выдолбленный ствол дерева твердой породы. Венецианец Барбаро, живший на юге России во второй четверти XV в., рассказывал, что на лесистых волжских островах росли деревья столь огромной величины, что из одного дерева можно было выдолбить лодку, поднимавшую 8–10 лошадей и столько же людей . Русские летописи и произведения византийских писателей сообщают, что на одной лóдье русов помещалось от 40 до 60 вооруженных воинов . Чтобы увеличить грузоподъемность судна и сделать его более устойчивым и мореходным, к его корпусу прибивались или пришивались пригнанные одна к другой доски. Такая лóдья называлась набойной. Оборудование судов, не исключая морских, было крайне не сложным. Крупные суда имели палубу и мачту с реей, несущую парус.
Таким образом, практически единственная функция, которую конструктивно могли выполнять славянские лóдьи – это перевозка войск для ведения боевых действий на берегу. Действительно, существующие источники подтверждают, что применяемая тактика славян и, впоследствии, восточнославянского государства Руси с центром в Киеве (возникло к концу VII – началу IX в.) была набеговая.
Так, в жизнеописании Георгия Амастридского, составленном его учениками не позднее 842 г. упоминается о набеге Руси (по-гречески народа «Рос») на южное побережье Черного моря. В сочинении сообщается, что народ русов разорил область Пропонтиду, лежащую на Черноморском побережье Малой Азии, и достиг Амастриды.
В жизнеописании Стефана Сурожского рассказывается о том, что вскоре после его смерти, в конце VIII в., на Сурож (Судак) напал русский князь Бравлин, который прибыл речным путем из Новгорода и овладел страной от Керчи до Сурожа.
К 860 г. относится крупный морской поход русов на Константинополь. Флот русов, не замеченный морской стражей, вошел на рейд Константинополя 18 июня на закате солнца, не встретив никакого сопротивления. Воины высадились на берег и стали разорять городские предместья. По свидетельству очевидца нападения константинопольского патриарха Фотия, население византийской столицы охватил ужас. Император Михаил II был вынужден возвратиться из похода в Малую Азию, чтобы заключить с русами договор «мира и любви». Кстати говоря, причиной похода было притеснение греками иностранцев, торговавших в византийской столице, среди которых были и русы.
В связи с развитием феодальных отношений в IX–X вв. в жизни восточного славянства произошли крупные перемены. Объединившись вокруг Киева, восточнославянские племена образовали Киевское государство. Во внешних отношениях Киевская Русь стала представлять большую политическую силу. Она властно заявила о своих экономических и политических интересах и правах в Причерноморье, постоянно нарушавшихся Византией. Черное море, северные берега которого в VI–VII вв. принадлежали антам, было необходимо Киевскому государству для непосредственных сношений с южными славянами (Болгария, Сербия) и странами Средиземноморья. С основанием Киевской Руси начинается длинный ряд морских походов русских князей на Византию, продолжавшихся до середины XI в. Эти походы явились непосредственным продолжением набегов восточных славян.
В летописи сохранился рассказ о походе на Константинополь первого исторически достоверного князя Киевской Руси Олега Вещего в 907 г. Князь Олег с войском отправился морем к Царьграду (Константинополю) на 2000 судах. Русские войска (по разным источникам – около 60 тыс. чел.) высадились севернее Галаты в районе, протяженность которого по фронту превышает двадцать километров. Это одна из крупнейших морских десантных операций средневековья!
Подойдя к берегу в окрестностях столицы Византийской империи, Олег велел поставить лóдьи на колеса и, пользуясь попутным ветром, подошел к самым стенам города и заливу Золотой Рог. Колесный ход при развитой системе волоков был такой же обычной принадлежностью корабля, как мачта или якорь. Существовало целое производство разборных рам, осей и прочных колес, позволявших по оборудованным путям переводить суда из одного водного бассейна в другой.
Византийский император Лев VI Мудрый сразу же понял замысел правителя Руси и оценил масштабы надвигавшегося бедствия : цель Олега – не городские стены, а сотни боевых кораблей и тысячи торговых судов, беззащитно стоявших в гавани. Легко, голыми руками, не встретив сопротивления, возьмёт он несметные сокровища их трюмов, а затем устроит в заливе гигантский костер, в котором сгорит военно-морская сила империи. Прямые убытки трудно даже представить, а уж косвенные – тем более: чего будет стоить одно только строительство нового флота. Да и соседи-враги не преминут воспользоваться временным отсутствием византийского флага на морских просторах...
Греки после неудачной попытки отравить князя согласились на предложенные им условия мира, заплатили дань и заключили выгодный для Руси договор (оформлен в 911 г.).
Цели защиты торговых интересов Руси имел и морской поход князя Игоря в 941 г. Кстати, именно в этом походе проявилась неспособность славянских транспортных лóдей одерживать победы именно в морских сражениях. Большая русская флотилия, состоящая, по византийским источникам, из 10 000 лóдей (по очевидно преувеличенным данным византийских «Житий Василия Нового»; западная хроника Лиутпранда сообщает о 1000 и более судах), появилась у Константинополя 11 июня. Хотя греческие войска в это время находились на восточной границе империи, а флот частично охранял острова Архипелага, частично был послан против арабов, византийцам удалось собрать отряд кораблей и напасть на русские лодьи близ маяка у входа в Босфор. В происшедшем морском сражении флот Игоря потерпел поражение, в том числе вследствие удачного применения противником «греческого огня» . Бездействие воевавших с Византией арабов позволило грекам отозвать с восточной границы войска и сосредоточить против Игоря отряды македонской конницы и пехоты, а также 40 000 воинов из Фракии. Располагая еще достаточным флотом для перевозки своей дружины, Игорь в сентябре 941 г. перебрался к Фракии, однако там русская флотилия вновь была настигнута византийцами и сильно пострадала от «греческого огня».
Впрочем, уже через три года, в 944 г. Игорь снова отправился в поход. На этот раз, впервые комплексно используя пути сообщения, конница двигалась вдоль берега сухопутными путями, а пешие воины – на лóдьях. Тактические преимущества разделения войска заключались в следующем:
• возможность высадки на охраняемый берег перевозимых морем войск в случае нападения боевых кораблей противника;
• аналогичная возможность эвакуации морем кавалерии при встрече с превосходящими силами противника на берегу;
• снижение утомляемости по сравнению с сухопутным переходом пеших воинов при соответственном уменьшении необходимого количества лодей.
Встревоженное правительство Византии не смогло предпринять никаких военных шагов против этого, хотя и было своевременно предупреждено о нападении жителями греческой колонии Херсонес (Корсунь) и поспешило предложить киевскому князю мир. Игорь после совещания с дружиной согласился его заключить, взял в качестве дани золото и шелковые ткани и возвратился домой . Вскоре был заключен новый договор с Византией. Хотя его условия и были менее выгодными, чем условия договора Олега.
Договоры 911 и 944 гг. показывают, что, опираясь на военное могущество и, в том числе, на транспортный флот, киевские князья сумели настоять на удовлетворении важнейших интересов Руси. Таким образом Византия признала за русскими купцами право посещать для торговли Константинополь. Возникающие при этом недоразумения должны были регулироваться на основе равноправия по греческим и русским законам. Большое внимание было обращено на охрану морских сообщений и кораблей, потерпевших крушение. Византии не удалось воспрепятствовать утверждению русских на северном берегу Черного моря и в области Приазовья .