Постараюсь не скатывать нашу дискуссию до уровня: что первично - курица или яйца. ))) И все - же по порядку:
Первична курица, потому что Творец сначала создал животных, в т.ч. и курицу, а потом уже они начали размножаться, в т.ч. и при помощи яиц. Ну, это к слову.
1) Что есть предмет нашего разговора изначально: теоретическая роль ("...по науке и наставлениям...") различных уровней организаций военных сообщений, или же практическая (я бы сказал даже фактическая!!!) деятельность организаций и их структурных подразделений (или отдельных должностных лиц) по организации воинских перевозок???!! А от сюда и доля, приносимая в копилку успеха выполнения задач... (не спорю - все мы делаем одно дело ))), но давайте все - таки объективно оценивать).
Теория подтверждена практикой ВОВ, Афганской войны, частично (по масштабности) Чеченскими войнами и последними миротворческими военными действиями против Грузии. Кстати, есть хорошая книжка, название пишу по памяти, «История службы ВОСО», где очень здорово расписаны действия службы ВОСО в операциях ВОВ. За эту книжку от себя лично огромное спасибо ее составителям, а также уважаемому т. Кириченко. Материал уникальный и собран в одной книге. Рекомендую к внимательному прочтению.
2) Находиться в "эффекте солдата" мне не дает опыт службы в организациях военных сообщений, непосредственно причастных к разработке планов воинских оперативных (ведь в первую очередь о них сейчас идет речь) перевозок, и самому принимать в этом процессе участие. Как - то раз начальник штаба тыла даже пошутил, обращаясь ко мне: "Может ты свой рабочий стол к операторам перенесешь, все равно весь день у них проводишь". Что было, то было. Поэтому прекрасно представляю себе весь "комплекс мероприятий, осуществляемых по организации воинских перевозок".
Это очень хорошо, что Вы причастны к данной работе. Значит, мы должны найти понимание.
3) Теперь об этапах организации перевозок (пускай в том варианте, который предложил мой собеседник), и о мере участия "З". Так вот. На примере внутриокружных перевозок в мирное время: "ЗО" никогда не даст своих предложений в решение командующего на организацию перевозок тех или иных воинских организмов, пока не получит от "З" дорог учавствующих в перевозке, как минимум информации о возможностях станций по погрузке (выгрузке) и предложений (а то и просто совета) по задействованию станций и оборудованию ПВМ. Если потребуется, будет и рекогносцировка произведена (вот вам и организационные мероприятия с практическими дейстиями), да не один раз.
Давайте определимся в терминах:
Воинские перевозки – совокупность перевозок войск, воинских грузов, воинских команд, осуществляемых различными видами транспорта общественного пользования.
Организация воинских перевозок – совокупность действий по подготовке учреждений ВОСО, направлений (маршрутов) перевозки, районов (мест) погрузки и выгрузки, транспортных средств и т.д. для осуществления воинских перевозок различными видами транспорта общественного пользования.
План организации воинских перевозок – спланированный и согласованный порядок организации воинских перевозок для выполнения определенной цели (операции или отдельных боевых и других действий) в установленной зоне ответственности.
Вы пишите о воинских перевозках мирного времени, которые организуются по планам боевой подготовки и обеспечения повседневной жизнедеятельности войск. Да, здесь все планово и есть период заблаговременной подготовки, поэтому у «ЗО» есть возможность снестись с «З» и уточнить отдельные моменты.
Но, давайте рассмотрим порядок действий «ЗО» при организации воинских перевозок по применению войск, когда все переговоры по телефонам и переписка запрещена, надеюсь, Вы это знаете. К подготовке воинских перевозок, в частности перевозок войск, допущен строго ограниченный круг лиц, как правило, начальник службы, его зам и один офицер чертежник. При выработке замысла на перегруппировку войск командующий вызывает начальника службы и ставит задачу оценить возможность сроков перевозки определенного им состава войск (одно объединение, несколько соединений и ряд войсковых частей обеспечения) из ППД в район применения. И что Вы будете делать? В «З» звонить нельзя, по другим каналам получить информацию тоже запрещено. Времени 2-3 часа. Ваши действия.
Нда... Намешано... Но все - же, попробуем разобраться: Алгоритм: задача - выработка замысла - утверждение его у старшего начальника - здесь есть доля истины. Но. Решение на организацию воинских перевозок "ЗО" не принимает!!! А представляет предложения в решение. По сути - предложения - это готовый ВАРИАНТ решения, но не решение. Нет у "ЗО" таких полномочий. А вот уже на основе принятого командующим решения, "ЗО" разрабатывает План организации воинских перевозок. Да, согласен - Графический план перевозки - составная часть Плана организации воинских перевозок. Но, далее опять не верно - графоплан не может служить основой для разработки предложений в решение на перегруппировку, т. к. графоплан, как и план организации воинских перевозок - это следствие решения!!!
5. О работе отдела воинских перевозок. Практика показывает, что именно у перевозчиков аккумулируется вся информация о ходе подготовки к перевозкам, технари порой просто не успевают за изменением информации, а если и получают ее, то не видят общей картины, т. к. не видят планов, готовности войск и т. д. А здесь уже элемент сознательности - или перевозчики будут обходить стороной тех. вопросы, т. к. спросят с технарей, или все - же, руководствуясь конечной целью - будут сами вести смежные вопросы.
Так вот, возвращаясь к мысли, начатой в предыдущем ответе, все - таки хочется сказать, что основная нагрузка лежит на перевозчиках ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ военных сообщений, в частности на ж. д. транспорте. Именно от их способности наладить взаимодействие с железнодорожной администрацией, НЕМАЛАЯ доля успеха выполнения задачи по перевозке войск.
Не умаляя при этом заслуг (если они есть) служб военных сообщений округов, которые по моему мнению, в первую очередь должны заключатся в сдерживании давления командования.
«ЗО» принимает решение на организацию воинских перевозок. Кроме того, по указанию командующего начальник службы докладывает свое решение оформленное на карте (на карте так и написано "Решение на ...") с письменным докладом (основные тезисы). Затем после его утверждения на его основе разрабатывает план организации воинских перевозок. Если у Вас это не делается то это не значит, что это не должно делаться и не делается другими "ЗО". При развёртывание создаваемых группировок данный документ является составным документом плана оперативного обеспечения войск.
Графический план перевозок войск является документом предварительного планирования, который разрабатывается по указанию командующего в ходе выработки им замысла на развертывание войск по созданию группировок. Это документ оформляется на основании проводимых оперативных расчетов. Данные из него (районы погрузки и выгрузки, направления, темпы, сроки, количество воинских поездов и др.) в текстуальном виде представляются в решение командующего на перегруппировку войск, доводятся задачами подчиненным и служат основой для разработки развернутых планов оперативных перевозок. Поэтому ГП не может быть следствием решения, он служит исходными данными для принятия решения.
«З» предъявляют планы органам управления транспортом и взаимодействуют со службами причастными к перевозке, а мероприятия по обеспечению перевозок разрабатываются в отделениях, где уже вся нагрузка ложится на НОД и ЗКУ. «З» это руководитель и контролер, а ЗКУ исполнитель. Если уж быть до конца справедливым то «рабочие лошадки» – это офицеры ЗКУ. От них зависит выполнение задач по обеспечению перевозок и взаимодействию с войсками. Их имена надо записывать в историю.