5.4. Служба военных сообщений (1929–1940)
Значительный вклад в развитие службы военных сообщений внес Эрнест Фрицевич Аппога. В 1930 г. после окончания Курсов высшего командного состава и Военной академии им. М. В. Фрунзе, он был назначен начальником Управления военных сообщений штаба РККА, а позднее введен в состав Военного совета Народного комиссариата обороны. Под его руководством было развернуто теоретическое исследование важнейших проблем подготовки и использования транспорта в военных целях.
Аппога Эрнест Фрицевич (1898–1937), комкор (1935). Латыш. Член ВКП(б) с 1917 г. В РККА с 1919 г. Родился в 1898 г. в г. Либава Курляндской губернии в семье рабочего-металлиста. До 1915 г работал в Либаве учеником токаря и одновременно занимался на вечерних технических курсах. В 1915 г. эвакуировался в Петроград, где работал токарем на заводе «Людвиг Нобель». В июле 1916 г. вместе с отцом уехал на Урал в г. Лысьва, где на заводе работал токарем и шлифовальщиком.
В дни Февральской революции с группой рабочих разоружал полицию. Был избран в Совет рабочих депутатов. В марте 1917 г. вступил в партию большевиков.
Во время Октябрьской революции принимал участие в создании отрядов Красной гвардии. Во главе одного из них в январе 1918 г. выступил в район Соликамска и Чердыни для установления там Советской власти. Некоторое время был военным комиссаром Чердынского края. Делегат VI Всероссийского съезда Советов. Процесс утверждения Советской власти в Коми крае отличался особой жестокостью. «Руководители чердынских красноармейцев латыши братья Фриц и Эрнст Аппога распорядились топтать захваченных в Усть-Цильме пленных лошадями…» (Жеребцов И. Коми край в период революции и гражданской войны. http://
www.inkomi.ru/articles/2005/10/25/komi-revolution/). По свидетельствам очевидцев ареста отца Евграфа (священника Е. И. Плетнева), военный руководитель Чердынского уезда Фриц Аппога окунал его в прорубь на реке Колве (23 декабря 1918 г. священник отец Евграф был расстрелян с сыном, а по сведениям протопресвитера М. Польского – был сожжен в топке паровоза. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г. по представлению Пермской епархии священник Евграф Плетнев был канонизирован как священномученик («Чердынский синодик»)). Белый генерал В. В. Марушевский писал о событиях 1919 г. на Печоре: «В этих глухих местах… революция потеряла уже давно свои политические признаки и обратилась в борьбу по сведению счетов. На почве одичалости и грубых нравов населения борьба эта сопровождалась приемами доисторической эпохи. Одна часть населения зверски истребляла другую… Проруби на глубокой Печоре завалены трупами до такой степени, что руки и ноги торчали из воды… Разобрать на месте, кто из воюющих был красный или белый, – было почти невозможно. Отравленные ядом безначалия, группы этих людей дрались каждая против каждой, являя картины полной анархии в богатом и спокойном когда-то крае».
В Гражданскую войну Э. Ф. Аппога участвовал в боях против войск Колчака и Деникина. В этот период занимал должности комиссара штаба Уральского военного округа, военного комиссара 38-й стрелковой дивизии, начальника отдела штаба 9-й Кубанской армии, начальника штаба 10-й армии.
После Гражданской войны – помощник начальника штаба Северо-Кавказского военного округа, начальник штаба 37-й стрелковой дивизии. В 1923 г. назначен помощником командира 9-й Донской стрелковой дивизии.
В 1924 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии РККА и был назначен начальником отдела в Управление боевой подготовки РККА. С марта 1925 г. – начальник Управления Московского военного округа. В 1925–1927 гг. – слушатель Военной академии им. М. В. Фрунзе.
После 1926 г., когда впервые на академических курсах райхсвера (фактически академии германского генштаба) обучались преподаватели Академии им. Фрунзе Свечников и Красильников, стали регулярными командировки краскомов на учебу в Германию. В ноябре 1927 г. впервые на длительный срок в Германию для изучения современной постановки военного дела выехали командующий СКВО командарм 1 ранга И. П. Уборевич (на 13 месяцев), начальник Академии им. Фрунзе комкор Р. П. Эйдеман и будущий начальник 3-го управления штаба РККА комкор Э. Ф. Аппога (оба на 3,5 месяца). Они регулярно посылали Ворошилову доклады о своей учебе в Германии. Уборевич, Эйдеман и Аппога слушали лекции, решали вместе с немецкими слушателями военные задачи, посещали казармы, знакомились с зимним обучением во всех частях войск, видели и испытывали все технические достижения, применявшиеся в райхсвере, знакомились с организацией управления армией и ее снабжения.
Результаты командировки Эйдемана и Аппога, вернувшихся из Германии в конце марта 1928 г., обсуждались на совещании РВС СССР под председательством С. С. Каменева в апреле 1928 г. Было решено использовать немецкий опыт в организации учебы комполитсостава РККА и штатно-организационной структуры частей и подразделений.
В 1928 г. в Германию были направлены как минимум две группы красных командиров. В одну входили Эйдеман, Аппога, Тодорский и Корк, в другую – Якир, Федько и Бобров. Корк сопровождал первую группу краскомов в качестве советского военного атташе в Германии.
Одновременно, с апреля 1928 г. по июль 1930 г. Э. Ф. Аппога числится секретарем распорядительных заседаний Совета труда и обороны СССР.
В 1930–1937 гг. – начальник 3-го управления (отдела) Генерального штаба РККА (он же начальник военных сообщений РККА). С марта 1933 г. исполнял (по совместительству) обязанности начальника кафедры военных сообщений Военно-транспортной академии РККА.
Член Военного совета при Наркоме обороны. Награжден орденами Красного Знамени (1928) и Красной Звезды (1936).
Арестован 23 мая 1937 г. по показаниям М. Н. Тухачевского: «Эйдеман сказал мне, что он вполне надеется на присоединение к нам Аппоги. Я на том же пленуме заговорил с Аппогой и сразу почувствовал, что он уже завербован. На мое предложение войти в организованную мною группу Аппога ответил согласием. Тогда я информировал Аппогу о составе членов группы и о политических правотроцкистских установках. Зная, что у Аппоги очень хорошие отношения с Каменевым С. С., я просил его постараться обработать Каменева.
В дальнейшем Аппога получил задачу проводить вредительство в ж. д. войсках, срывать строительство железных, шоссейных и грунтовых дорог военного значения, готовить на время войны диверсионные группы для подрыва мостов и, наконец, сообщить германскому и японскому генеральным штабам данные о железнодорожных перевозках на Дальний Восток и к западным границам. В 1933 году, во время посещения мною железнодорожного полигона в Гороховце, Аппога сказал мне, что данные о наших перевозках по железным дорогам германскому и японскому генеральным штабам им, совместно с работниками НКПС, сообщены. Какими путями были переданы данные и кто из работников НКПС принимал в этом участие, Аппога мне не говорил, а я не спросил» (Показания Тухачевского М. Н. от 1 июня 1937 года http:// stalinism.ru/ dokymenty/ dokymenty /pokazaniya-tyhachevskogo-m.-n.-ot-1-iyunya-1937-goda-2.html).
Военной коллегией Верховного Суда СССР 28 ноября 1937 г. по обвинению в принадлежности к военному заговору в РККА приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Определением Военной коллегии от 18 апреля 1956 г. реабилитирован.
В 1933 г. третье управление штаба РККА было переименовано в третий отдел; в основном функции и задачи этого центрального органа военных сообщений оставались прежними.
В сентябре 1935 г. штаб РККА постановлением СНК СССР был переименован в Генеральный штаб РККА, в составе которого третий отдел являлся отделом военных сообщений. Позднее этот отдел был переименован в Управление военных сообщений Генерального штаба РККА. Окружной аппарат военных сообщений за этот период существенным изменениям в основном не подвергался.
В 1931 г. вместо должности представителя Наркомвоенмора на железных дорогах была учреждена должность начальника военно-транспортной службы (З). Основными задачами З являлись организация и руководство передвижением войск и воинских грузов на железных дорогах, разработка и передача дороге заданий военного командования и контроль за их выполнением.
Организация военных дорог на театре военных действий предусматривалась всеми Положениями о полевом управлении войск, вышедшими до Октябрьской революции; предусматривалось также их устройство и в Гражданской войне, но во всех случаях под военными дорогами понимались шоссейно-грунтовые дороги, оборудованные этапами для движения команд, транспортов, почты, курьеров и т. д.
Опыт Гражданской войны показал, что самым большим недостатком в общей транспортной системе, обслуживающей армию, является недостаточная увязка работы железнодорожного и безрельсового транспорта. Появилась мысль о создании в армии такого органа, который объединял бы в своих руках руководство не только работой железных дорог, но и автомобильного и гужевого транспорта. В 1930 г. вышло «Временное наставление по устройству и службе военных дорог». По этому Наставлению военная дорога состояла из трёх частей:
а) железнодорожного участка распорядительной станцией и станциями снабжения для каждого стрелкового корпуса;
б) головного участка, в свою очередь состоявшего из эксплуатируемого и восстанавливаемого участков;
в) грунтовых участков, идущих от станций снабжения к штабам обслуживаемых корпусов.
Во главе военной дороги стоял начальник военной дороги (ЗФД), который руководил деятельностью дороги через следующих лиц:
а) начальника головного участка — восстановлением головного участка;
б) комендантов распорядительной станции и станций снабжения, а также начальника военно-эксплуатационного отделения (органа НКПС) – работой железнодорожного участка;
в) начальников этапно-транспортной службы (НЭТС) – устройством и службой грунтовых участков.
НЭТС подчинялся во всех отношениях начальнику штаба корпуса, по вопросам же специальной службы – начальнику военной дороги, который в свою очередь подчинялся начальнику ВОСО армии. Принятая схема организации проверялась неоднократно на военных играх, полевых поездках и манёврах.
В результате в 1934 г. было издано новое «Наставление по устройству и службе военных дорог», по которому головной участок был изъят из ведения начальника военной дороги и передан в непосредственное ведение начальника военных сообщений армии; должности начальников этапно-транспортной службы упразднены и вместо них введены должности начальников грунтовых участков, которые во всех отношениях подчинялись начальнику военной дороги (начвоендору), а в оперативном отношении – начальнику штаба того корпуса, который они обслуживали.
Аппарат управления военной дороги был достаточно мощным и состоял из штаба, политотдела, отдела снабжения, отделов: санитарного, ветеринарного и административно-хозяйственного. Численность личного состава была более 120 человек.
В 1936 г. вышел «Устав Тыла Красной Армии», в котором предусматривалась организация армейских полевых органов, почти ничем не отличавшаяся от организации, предусмотренной «Наставлением по устройству и службе военных дорог» 1934 г.
Таким образом, в период с 1930 по 1936 г. организации полевых армейских органов по службе военных сообщений уделяется очень большое внимание. Начальник военных сообщений армии становится должностным лицом, руководящим подвозом по железным дорогам, их восстановлением и разрушением, а также подвозом по грунтовым дорогам, их постройкой и восстановлением.
Непосредственным исполнителем в области подвоза по железным дорогам является начальник военной дороги, а по восстановлению железных дорог – начальник восстановительных работ.
Развитие автотранспорта и крупное строительство в годы сталинских пятилеток выдвинуло вопрос о необходимости создания в армии специальной автомобильно-дорожной службы. В Генеральном штабе и в штабах военных округов в 1938–1939 гг. были созданы шестые отделы, основная задача которых заключалась в подготовке автотранспорта и шоссейно-грунтовых дорог к войне.
В военное время предусматривалось создание шестых отделов в штабах фронтов и армий. Впервые практически это было осуществлено в кампании по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии и в войне с белофиннами.
С этого периода в ведении службы военных сообщений остаётся использование в целях войны железнодорожных и водных путей сообщения; использование же автотранспорта и шоссейно-грунтовых дорог в армии находится в ведении вновь организованной автомобильно-дорожной службы.
В 1930 г., в связи с ростом военно-морских сил и повышением их удельного веса в системе обороны страны, появилась необходимость приблизить органы военных сообщений, работающие на водном транспорте, к военно-морскому командованию, чтобы наилучшим образом обеспечить все потребности флота транспортными услугами. Поэтому линейные органы военных сообщений на водном транспорте (Звод и Змор) были переданы в непосредственное подчинение начальников штабов флотов и флотилий. Одновременно они были переименованы в третьи отделы и третьи отделения соответствующих штабов. В отношении специальной службы они продолжали оставаться в подчинении Начальника военных сообщений Красной Армии.
В 1937 г. был организован самостоятельный Народный комиссариат Военно-Морского Флота. В связи с этим органы военных сообщений на водном транспорте полностью перешли в ведение Военно-Морского Флота.
По роду своей деятельности органы военных сообщений Народного комиссариата Военно-Морского Флота разделялись следующим образом:
1. Центральный орган военных сообщений – 3-й отдел Главного морского штаба (отдел военных сообщений), который объединял всю военно-транспортную службу морского и речного транспорта Союза ССР.
Отдел возглавлялся начальником (ЗРФлот), который являлся начальником военных сообщений ВМФ и подчинялся непосредственно начальнику Главного морского штаба.
2. Флотские органы военных сообщений – флотскими органами остались существовавшие ранее в штабах морских флотов и военных флотилий третьи отделы и отделения.
Эти отделы и отделения были реорганизованы в отделы и отделения военных сообщений, а начальники, возглавившие их, стали именоваться соответственно начальниками военных сообщений флота или флотилии (ЗФлот).
Начальники военных сообщений флота (флотилии) подчинялись непосредственно начальнику штаба флота (флотилии), а по службе – начальнику военных сообщений ВМФ.
У линейных органов военных сообщений существовала следующая система:
а) Начальники военно-транспортной службы на отдельных морских и речных бассейнах (Змор и Зрек) подчинялись непосредственно начальнику ВОСО флота или речной флотилии, а по специальной службе – начальнику ВОСО ВМФ. На водных бассейнах, где не было военных флотилий, были созданы управления военно-транспортной службы (ВТС), подчинённые непосредственно начальнику ВОСО ВМФ.
В части выполнения воинских перевозок Змор и Зрек подчинялись оперативно начальникам военных сообщений военных округов и отдельных армий, на территории которых находился данный водный бассейн.
б) Военные коменданты (морских (ЗКУмор) и речных (ЗКУрек) участков, подчинённые непосредственно Змор и Звод.
в) Военные коменданты морских и речных портов (ЗК порта) и пристаней (ЗК пристани), подчинённые соответствующему ЗКУ или непосредственно Змор и Зрек.
В 1940 г. органы военных сообщений на внутренних водных путях были переданы в подчинение Управления военных сообщений Красной Армии. Таким образом, в 1940 г. на водных путях сообщения имелись самостоятельные органы военных сообщений НКО и НК ВМФ.
В 1940 г. издаются новый «Полевой устав РККА» и проект нового «Устава тыла РККА», в которых нашли свое дальнейшее развитие вопросы службы военных сообщений Красной Армии. В том же году было издано новое «Наставление по перевозкам войск по железным дорогам» (взамен действовавшего Наставления 1936 г.).
В 1936 г. Приказом НКО СССР № 165 для личного состава службы военных сообщений и железнодорожных войск была введена единая форма одежды. Предметы обмундирования (фуражка, шинель, френч, гимнастерка, брюки) по конструкции соответствовали предметам общеармейской одежды, отличаясь от них цветом приборного сукна, околышем фуражки, петлицами и петличными знаками (эмблемами).
Фуражка с тульей и донышком цвета хаки имела черный бархатный околыш (для военнослужащих срочной службы – из черного сукна) и голубые канты по верху тульи и околыша.
Для поля петлиц использовался черный бархат (для военнослужащих срочной службы – черное сукно). Петлицы окантовывались: для командного состава золотистым, для военно-технического, военно-политического и военно-юридического состава, а также для курсантов, рядовых и младшего командного и начальствующего состава голубым кантом.
Для командного состава службы военных сообщений, железнодорожных войск, слушателей Военно-транспортной академии и курсантов школы военных сообщений был установлен новый петличный знак (эмблема), представлявший собой сочетание якоря, скрещенных молотка и французского ключа, красной звездочки с крыльями на их фоне.
Для военно-технического состава службы военных сообщений, железнодорожных войск, Военно-транспортной академии и школы ВОСО был оставлен ранее принятый для военно-технического состава всех родов войск петличный знак в виде скрещенных молотка и французского ключа.
Для военных комендантов железнодорожных участков и станций и их заместителей была установлена нарукавная повязка из красного сукна с золотистым кантом и вышитой эмблемой ВОСО. Крылья эмблемы вышивались серебром, все остальные детали – золотом.
До войны было издано также «Наставление по автомобильным перевозкам войск».