Анализ показывает, что проводимая государством политика, содействующая развитию коммерческого судоходства, в ходе войны полностью оправдалась . Торговые пароходы во многом способствовали успешному ведению и завершению боевых действий.
После окончания войны судами РОПиТа осуществлялся вывоз русских войск из Варны в Одессу. Расписание движения было увязано с железной дорогой.
Несколько отличается по характеру уставного капитала от РОПиТа Общество Добровольного флота: на его организацию непосредственное влияние оказали именно военные аспекты морских перевозок. Требуемое усиление Черноморского флота после войны 1877–1878 гг. вызвало патриотический подъем населения и необходимые средства на приобретение судов, которые выполняли бы воинские перевозки и несли крейсерскую службу, а в мирное время служили бы целям торговли и промышленности были собраны путем пожертвований. В марте 1878 г. по инициативе Московского общества для содействия русскому торговому мореходству и при поддержке правительства был организован всероссийский сбор денежных средств для создания «народного добровольного флота» (отсюда название нового общества). 11 апреля 1878 г. император Александр II подписал указ об учреждении «Комитета по устройству Добровольного флота на жертвуемые для сей цели суммы с временным хранением». На него возлагались прием, хранение и расход пожертвований; организация использования судов в мирное и военное время; учредительские функции.
Образованный Комитет по устройству Добровольного флота включал три отделения: хозяйственное (финансово-деловая деятельность), военно-морское (разработка заданий и требований по выбору типа и вооружения пароходов), учредительное (определение организационной структуры) и канцелярию. Комитет возглавил наследник престола, будущий император Александр III, вице-председателем был статс-секретарь К. П. Победоносцев, военно-морским отделением руководил адмирал К. Н. Посьет .
Победоносцев Константин Петрович (1827 – 1907) – государственный деятель, действительный тайный советник, юрист. Почетный член университетов Московского, Петербургского, св. Владимира, Казанского и Юрьевского, член Французской академии наук.
Сын приходского священника. Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке «тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом». Отец готовил Победоносцева к священническому званию, но он избрал иную стезю. По окончании Училища правоведения (1846) Победоносцев начал службу в московских департаментах Сената. В 1859–1865 гг. Победоносцев – профессор-юрист Московского университета, возглавлял кафедру гражданского права. Его курс «Гражданского права», выдержавший пять изданий, превратился в настольную книгу юристов.
В конце 1850-х гг. Победоносцев выступал как писатель-публицист либеральных воззрений. В начале 1860-х гг. принял деятельное участие в разработке судебной реформы (1864), отстаивая принципы независимости суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного процесса.
Оставив профессорскую должность (1865), Победоносцев переселился в Санкт-Петербург и всецело посвятил себя государственной службе: в 1865 г. Победоносцев назначен членом консультации Министерства юстиции, в 1868 г. стал сенатором, в 1872 г. – членом Государственного совета. По свидетельству известного адвоката А. Ф. Кони, речи Победоносцева, произнесенные в Сенате и Госсовете, производили сильное впечатление на слушателей, поражая своей безукоризненной логикой, ясностью и силой убеждения. В тот же период Победоносцев активно занимался и научно-публицистической деятельностью, опубликовал 17 книг, множество статей, документальных сборников, переводных сочинений по истории и юриспруденции.
В 1865 г. Победоносцев был назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику престола Александру Александровичу (будущему Александру III), a позже – к Николаю Александровичу (Николаю II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований.
В конце 1870-х гг. во взглядах Победоносцева произошел коренной перелом. После убийства Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860–1870-х гг. Победоносцев – автор манифеста от 29 апреля 1881 г. «О незыблемости самодержавия». Был одним из создателей тайной проправительственной организации «Священная дружина» (1881–1883), призванной бороться с народническим экстремизмом.
В 1880 г. назначен обер-прокурором Священного Синода (пребывал на этом посту в течение 26 лет; в этой должности, благодаря своим воззрениям, послужил прототипом Великого Инквизитора – персонажа Ф. М. Достоевского).
В начале XX в. влияние Победоносцева на политику правительства стало ослабевать. После принятия, под давлением революционного подъема, 17 октября 1905 г. манифеста, провозгласившего буржуазные «свободы», вышел в отставку.
Общий надзор и попечительство над судами Добровольного флота были возложены на главного командира Черноморского флота, генерал-адъютанта, в недалеком прошлом директора-распорядителя РОПиТа Н. А. Аркаса.
Аркас Николай Андреевич (1816 – 1881) – адмирал, в период Русско-турецкой войны (1877–1878) занимал пост главного командира Черноморского флота и портов Черного моря. Один из выдающихся морских деятелей России, участник нескольких войн, создатель РОПиТ и пароходства на Каспийском море. Наиболее важен его вклад в возрождение Черноморского флота.
Родился Николай Аркас 8 мая 1816 года в Николаеве. Его отец, переселенец из Греции, преподавал историю и древние языки. Он дал своим детям хорошее образование и привил любовь к новой Родине. Старшие братья, Захарий и Иван, служили в Черноморском флоте. На флот 13-летним волонтером поступил и Николай, участвовал в Русско-турецкой войне (1828–1829), в Босфорской экспедиции и боевых действиях у берегов Кавказа. В 1842 г. лейтенанта Аркаса определили на «Двенадцать Апостолов». Вскоре он стал лучшим офицером образцового корабля. Деятельность, аккуратность, умение обращаться с людьми, стремление к образованию, отмеченные командиром «Двенадцати Апостолов» В. А. Корниловым, послужили хорошей рекомендацией. Аркаса командировали в Петербург и дали ответственное поручение: он провел по внутренним водным путям в Астрахань караван из 12 судов и основал пароходство на Каспийском море.
Капитан-лейтенантом Н. А. Аркас вернулся на Черное море, командовал пароходофрегатом «Бесарабия», а в 1848 г. наблюдал в Англии за постройкой пароходофрегата «Владимир», стал его первым командиром и сделал судно образцовым. Способности, знакомство с великим князем Константином Николаевичем и самим Николаем I открыли путь ко двору. 2 октября 1852 г. капитана 2 ранга произвели в флигель-адъютанты с переводом в Гвардейский экипаж. Он выполнял поручения императора, сопровождал его в качестве эскадр-майора в плаваниях по Балтийскому морю и позднее описал недостатки Балтийского флота.
Появление англо-французского флота на Балтике в 1854 г. позволило Аркасу показать усердие и способности. Он не раз побывал с командировками в Финляндии, наблюдал в Риге за постройкой гребных канонерских лодок и подготовкой ополчения для них. В кампанию 1855 г. моряк строил по собственному проекту батарейные плоты для обороны Кронштадта, участвовал в работе комиссий по совершенствованию флота.
30 апреля 1855 г. Н. А. Аркаса произвели в капитаны 1 ранга, а через год назначили директором Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Организация общества, командование Гвардейским экипажем, руководство промерными работами в Финском заливе были этапами его службы. 16 февраля 1860 г. Аркас стал контр-адмиралом, 22 апреля 1866 г. – вице-адмиралом. Через пять лет его направили главным командиром Николаевского порта и военным губернатором Николаева. Когда Черноморской флотилии 1 октября 1871 г. возвратили прежний статус, Аркас стал Главным командиром Черноморского флота и портов.
Ему досталось скудное наследство. Порты Черного моря оживляла только деятельность РОПиТ. Севастополь использовали в основном для торговли, а немногочисленная флотилия базировалась в Николаеве, защищенном мелководьем лиманов от нападения с моря. Флотилию составляли несколько ветхих корветов, шхун и пароходов, которые использовали для крейсерства у восточных берегов Кавказа, перевозок войск, воинских грузов и для гидрографических работ; отдельные суда отправляли стационерами в Галац, Константинополь и Пирей. Только в 1869 г., после того как в нарушение Парижского договора Турция провела Черным морем 3 броненосные канонерские лодки на Дунай, были выделены кредиты, чтобы строить броненосцы для усиления обороны Керченского пролива и Днепровско-Бугского лимана. Вступившие в строй поповки «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» стали первенцами броненосного судостроения на Черном море.
Аркас заботился о приведении в порядок главной базы флота. В 1872 г. завершили очистку севастопольских бухт от затопленных судов и приступили к продлению железной дороги Москва – Харьков – Лозовая до Севастополя. Резервом флота служило РОПиТ, созданное Аркасом. В Севастополе общество имело верфи и единственный в Причерноморье эллинг для подъема судов. Общество оснастило главные гавани Черного моря портовыми сооружениями, складами, механизировало погрузку и разгрузку судов. От РОПиТ зависело снабжение флота углем.
Черноморский флот возрождался. Оживилась работа верфей и заводов, переходивших к железному судостроению. На Черном и Азовском морях проводили картографические и гидрографические исследования, ремонтировали маяки. В 1872 г. возобновили деятельность закрытого из экономии морского юнкерского класса, который готовил свои командные кадры.
Заслуги Аркаса в столице оценили высоко. В 1872 г. его наградили орденом Св. Владимира 2-й степени. 30 августа 1873 г. император назначил его своим генерал-адъютантом с оставлением в прежнем звании и по Гвардейскому экипажу; через три года вице-адмирала наградили орденом Белого Орла.
В преддверии войны с Турцией силы Черноморского флота далеко не соответствовали его названию и предназначению. Кроме поповок, нечего было противопоставить турецким броненосцам. В столице, наконец, спохватились и выделили средства для усиления береговой обороны основных портов. Осенью 1876 г. состоялось совещание генерала В. С. Семеки, возглавившего оборону Черноморского побережья, Н. А. Аркаса, и Н. М. Чихачева, директора РОПиТ, с участием заведующего минной частью капитан-лейтенанта И. М. Дикова. На нем было решено укреплять только Очаков, Одессу, Севастополь и Керчь. Каждый из портов защищали береговые батареи, перед которыми выставляли минные заграждения. Оборону дополняли пароходы, вооруженные шестовыми минами и артиллерией, минные катера, боны. Оборона Черноморского побережья с точки зрения технического оснащения превосходила все ранее существовавшие возможности. Кроме тяжелых орудий и аппаратов управления стрельбой, на батареях устанавливали электрические прожекторы, связали их телеграфными линиями.
Аркас много сделал для обороны Крыма. От флота во все порты были направлены командиры отрядов пароходов и начальники портов, многих начальников береговой обороны также выдвинули из моряков. Диков руководил морской частью постановки минных заграждений. На маяки для наблюдения за неприятельскими судами определили офицеров-штурманов. Аркас распорядился закупить у РОПиТ 12 пароходов; оборудованные минными шестами и артиллерией суда распределили по портам. Позднее к ним присоединили 12 катеров и 2 баржи. По проекту Аркаса, как и в 1855 г., построили батарейные броненосные плоты.
Черноморский флот создал отряды судов активной обороны, которые, кроме поповок, состояли из быстроходных пароходов, арендованных у РОПиТ и превращенных в крейсера. В Севастополе базировался носитель минных катеров «Великий князь Константин» лейтенанта С. О. Макарова, в Одессе – пароходы «Владимир» и «Веста», в Очакове – «Аргонавт», в Николаеве – яхта «Ливадия» и пароход «Эльбрус». Летом 1877 г. к ним присоединился пароход «Россия». Арендованные у РОПиТ пароходы вооружали мортирами, пушками, шестовыми минами и минными катерами с целью вести разведку, беспокоить неприятеля набегами, нарушать его торговлю и охранять свое побережье от атак с моря. Для укомплектования этих судов с Балтики присылали паровые катера, пушки, прибывали матросы и офицеры. Машинистов и кочегаров привлекали у РОПиТ по вольному найму. Устроенные в Николаеве, Севастополе и Керчи классы подготовили к началу войны 35 офицеров и 20 нижних чинов – специалистов минного дела. Было налажено взаимодействие с сухопутными войсками. Потому сразу же после начала боевых действий Русско-турецкой войны (1877–1878) неприятельский флот на Черном море получил отпор.
Через несколько дней после объявления войны турецкие броненосцы начали обстрел населенных пунктов на Кавказе и Дунае. Однако турецкий флот, редко появлявшийся вблизи укрепленных российских портов, не мог обеспечить объявленную блокаду, и ее признали фиктивной. Русские же суда активной обороной оправдывали свое название. Атаками на турецкие суда и броненосцы в базах отличился пароход «Великий князь Константин» С. О. Макарова. Аркасу приходилось призывать к осторожности лихого лейтенанта, который шестовыми, буксирными минами и торпедами наносил неприятелю удары и возбуждал панику. Успешно действовали и другие суда активной обороны, которые захватывали в крейсерстве торговые суда противника и заставляли броненосный флот Турции укрываться за боновыми заграждениями. Для обеспечения войск на Нижнем Дунае от атак турецкой флотилии туда из Одессы перевели отряд из парохода «Опыт», 2 шхун, 2 плавучих мортирных батарей и 4 минных катеров. Под прикрытием судов активной обороны отряд благополучно прибыл к цели, и турки не смогли ему помешать. 11 августа «Ливадия» сожгла турецкое судно перед Варной и ушла от погнавшихся за ней неприятельских броненосцев. Успешно от турецкого броненосца ушел и пароход «Веста». Неприятель так и не смог прекратить плавание русских судов по Черному морю. В то же время русские вспомогательные крейсера истребляли и захватывали турецкие суда. 12 декабря, в частности, пароход «Владимир» взял турецкий пароход «Мерсина» с войсками; позднее его вооружили как вспомогательный крейсер.
Турки, которыми командовали флагманы-англичане, не рисковали приближаться к укрепленным пунктам. Лишь однажды за войну турецкие корабли вступили в перестрелку с береговыми батареями Севастополя. Их неудача доказала прочность обороны порта и города. После потери «Мерсины» турецкие броненосцы обстреляли незащищенные русские порты. В ответ Аркас выслал на коммуникации у Босфора вооруженные пароходы. Минные катера с «Великого князя Константина» в ночь на 14 января 1878 г. у Батума впервые в истории успешно атаковали торпедами и потопили турецкий сторожевой пароход «Интибах».
Быстроходные пароходы снабжали войска на Кавказе. Вице-адмирал приказал окрасить суда в темно-серый цвет, чтобы они стали менее заметны для противника. Вероятно, это был первый случай маскировочной окраски судов в Русском флоте.
После угрозы Англии, которая была недовольна слишком выгодными для России условиями мира, вступить в войну русские моряки начали подготовку к заграждению Босфора и портов Болгарии и Румынии. Лишь мирное окончание переговоров остановило постановку минного заграждения. Аркас из экономии возвратил часть судов РОПиТ. Остальные участвовали в эвакуации русских войск морем из портов Болгарии и Турции до мая 1879 г.; к осени их все вернули обществу.
1 января 1878 г. Аркаса наградили за отличие орденом Св. Александра Невского, 16 апреля 1878 г. произвели в адмиралы. В 1880 г. городская дума Николаева присвоила ему звание почетного гражданина города. В начале 1881 г. Аркаса освободили от должности главного командира. Он скончался в родном Николаеве 15 июня 1881 г. Заложенные адмиралом основы железного парового судостроения в Николаеве уже в ближайшие годы позволили начать сооружение броненосного Черноморского флота.
Поступившие на счёт Комитета по устройству Добровольного флота средства (их приток продолжался и в последующие годы) в соответствии с разработанными Комитетом требованиями (скорость не менее 13 уз, запас угля на 20 сут. полного хода, прочность корпуса, позволяющая установить на палубе орудия калибром 152 и 203 мм) позволили приобрести в июне 1878 г. в Германии три первых парохода. Они получили названия «Россия», «Москва», «Петербург» (эта традиция – отмечать имена городов, особо отличившихся в сборе пожертвований – сохранялась и в дальнейшем). В июле, уже вооруженные артиллерией и укомплектованные военными командами, они совместно с кораблями флота участвовали в царском смотре на рейде Кронштадта. В августе после Берлинского конгресса пароходы разоружили и направили в Черное море для эвакуации русских войск из-под Сан-Стефано на родину.