Ряд воинских морских перевозок был обусловлен участием Вооруженных Сил СССР в различных локальных войнах и военных конфликтах. Вот неполный их перечень.
• Гражданская война в Китае: с 1946 по 1950 гг.;
• боевые действия в Северной Корее с территории Китая: с июня 1950 г. по июль 1953 г.;
• боевые действия в Лаосе: с января 1960 г. по декабрь 1963 г.; с августа 1964 г. по ноябрь 1968 г.; с ноября 1969 г. по декабрь 1970 г.;
• боевые действия в Алжире: 1962–1964 гг.;
• Карибский кризис: 1962–1964 гг.;
• боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика): с октября 1962 г. по март 1963 г.; июнь 1967 г.; 1968 г.; с марта 1969 г. по июль 1972 г.; с октября 1973 г. по март 1974 г. и с июня 1974 г. по февраль 1975 г.;
• боевые действия в Йеменской Арабской Республике: с октября 1962 г. по март 1963 г. и с ноября 1967 г. по декабрь 1969 г.;
• боевые действия во Вьетнаме: с января 1961 г. по декабрь 1974 г.;
• боевые действия в Сирии: июнь 1967 г.; март – июль 1970 г.; сентябрь – ноябрь 1972 г.; октябрь 1973 г.;
• боевые действия в Мозамбике: 1967 – 1969 гг.; с ноября 1975 г. по ноябрь 1979 г.
• боевые действия в Камбодже: апрель – декабрь 1970 г.;
• боевые действия в Бангладеш: 1972–1973 гг.;
• боевые действия в Анголе: с ноября 1975 г. по ноябрь 1979 г.;
• боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 г. по ноябрь 1979 г.;
• боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 г.
Так, летом 1962 г. органы военных сообщений участвовали в планировании и проведении в ходе Карибского кризиса операции «Анадырь» – переброске и размещении на Кубе советских ракет средней и меньшей дальности и ядерных боеголовок к ним.
Первая небольшая группа советских военных специалистов прибыла на остров самолетом 12 июля 1962 г. А тем временем скрытно осуществлялась переброска войск железнодорожным транспортом к портам Балтийского, Черного и Баренцева морей (Кронштадт, Лиепая, Балтийск, Севастополь, Феодосия, Николаев, Поти, Североморск). Погрузка техники в воинские эшелоны легендировалась учениями по обучению войск перевозкам и отработке взаимодействия железнодорожного с морским транспортом.
Масштабы воинских морских перевозок по плану «Анадырь» по дальности, срокам и объемам, пожалуй, не имели себе равных в Советском Союзе. Всего за четыре месяца (с 15 июля по 15 ноября) судами Министерства морского флота было перевезено 230 тыс. т воинских грузов и более 40 тыс. военнослужащих, для чего пришлось использовать в 183 рейсах более 80 крупнотоннажных судов. Эта операция была проведена без отклонений от планов.
Всего из сил прикрытия и обеспечения на Кубу было переброшено: от войск ПВО – две зенитно-ракетные дивизии (144 пусковые установки комплекса «Двина») и полк новейших истребителей МиГ-21; от Сухопутных войск – четыре мотострелковых полка, которые правильнее было бы назвать бригадами, поскольку в их состав входили танковые батальоны и дивизионы тактических ядерных ракет «Луна» с дальностью полета до 65 км. ВВС советской группировки включали в себя два полка крылатых ракет (по восемь установок с дальностью полета 150 км), полк бомбардировщиков Ил-28 и отдельную эскадрилью Ил-28 – носителей ядерного оружия, а также вертолетный полк Ми-4. Из состава ВМФ был выделен ракетный полк береговой обороны «Сопка», 12 ракетных катеров, минно-торпедный авиационный полк и четыре океанские дизельные подводные лодки, каждая из которых несла на себе по одной торпеде с ядерной боеголовкой. Подводные силы обеспечивали также эскортирование транспортных судов.
Воинские морские перевозки производились в крайне тяжелых условиях. Переходы судов длились до 18 сут., температура в трюмах в условиях высокой влажности превышала 30 °С, в целях соблюдения скрытности выходить на палубу разрешалось лишь ночью небольшими группами, днем же не более чем по 5–6 человек. При подходе к Кубе, когда облеты американской авиацией стали почти беспрерывными, некоторые бойцы даже умудрялись выходить на палубу в невесть где найденных сарафанах и косынках. Тем не менее, по свидетельству генерала армии А. И. Грибкова , занимавшего должность начальника управления Главного оперативного управления ГШ ВС СССР, в справках-докладах Министру обороны появлялись сообщения о болезнях и даже смерти военнослужащих во время перехода морем. Хоронили их по морскому обычаю: зашивали в брезент и опускали в море.
Предпринятые меры маскировки были весьма жесткими. Ни солдаты, ни офицеры не знали конечного пункта назначения, в советских портах погрузка замаскированной техники производилась исключительно ночью, личному составу выдавалась гражданская одежда и общегражданские документы (в основном, по сельскохозяйственному профилю). На некоторые суда с дезинформационными целями грузились лыжи, полушубки и печки-буржуйки – по легенде, часть войск перебрасывалась на Север (отсюда, кстати, и название всей операции «Анадырь»). Капитанам же судов выдавалось по три запечатанных конверта. Первый из них надлежало вскрыть в присутствии представителя органов госбезопасности после выхода из территориальных вод СССР, второй – при выходе из Мраморного моря и третий – после прохождения Гибралтара. И только в нем указывался окончательный путь следования. Пунктами назначения были порты Матансас, Мариель и Касильда.
Например: «Пакет № 021. Капитану судна «Дивногорск». Начальнику воинского эшелона. Вскрыть совместно с начальником воинского эшелона после прохождения Гибралтарского пролива по сигналу «Айсберг-135».
Внутри вложен письменный приказ:
«Капитану судна «Дивногорск», Начальнику воинского эшелона. Судну следовать на о. Куба. Порт назначения: Матансас. Разрешается объявить о пункте назначения всему личному составу. Проведите необходимую разъяснительную работу среди членов КПСС, ВЛКСМ и всего личного состава. Приступите к изучению материалов о Кубе (вложены в пакет). При проведении бесед используйте членов экипажа, которые раньше были на Кубе. При прочтении и уяснении содержания настоящий документ уничтожить.
Министр обороны СССР Р. Малиновский,
Министр морского флота СССР В. Бакаев»
На каждом судне имелась «Инструкция капитану судна и начальнику воинского эшелона». Эта Инструкция также утверждалась Министром обороны и Министром морского флота. Во время перехода по морю она предоставляла капитану большие полномочия и возлагала на него всю ответственность. В ней говорилось:
«Старшим на судне при перевозке воинского эшелона является капитан судна. Он отвечает за переход судна морем, доставку к месту назначения личного состава, вооружения, техники и имущества. Только он имеет право принимать решение в случае осложнения обстановки в пути: из-за неисправности судна, при встрече с иностранными кораблями, при облёте иностранными самолётами (вертолётами), с администрацией иностранных портов, при прохождении проливов и в целях соблюдения дисциплины и порядка на судне. Начальник воинского эшелона, а через него и весь подчинённый ему личный состав на период погрузки, перехода судна морем и разгрузки в пункте назначения подчиняется капитану судна. Распоряжения капитана судна, отдаваемые через начальника воинского эшелона или его заместителей, выполняются всем личным составом перевозимых войск беспрекословно».
Еще больший режим секретности действовал на самой Кубе. Выгрузка техники и ее вывод в районы сбора проводились только ночью, солдатам и офицерам выдавалась кубинская военная форма, на маршах использовались простейшие команды на испанском языке. Места выгрузки, провоза и размещения советской техники объявлялись закрытыми районами учений.
Судя по современным публикациям, посвященным Карибскому кризису, появление на Кубе мощной группировки советских войск стало неприятной неожиданностью для Пентагона. А информация о развертывании советских ракетных комплексов Р-12 с ядерными боеголовками в нескольких десятках километрах от американской территории вызвала настоящую панику в южных штатах США. Поэтому не случайно, что среди советских военнослужащих на Кубе ходила правдоподобная легенда: президенту Кеннеди доложили, что на Кубу прибыли советские войска. «Не может быть! – ответил президент США. – Ведь мы осматривали каждое русское судно, там не было войск. – Их доставили в трюмах, г-н президент, – ответили президенту. – Как в трюмах! Во-первых, это запрещено международной конвенцией, а, во-вторых, никто не выдержит две недели морского перехода в трюме. – Все это так, г-н президент, но русские войска на Кубе». Кеннеди распорядился погрузить в трюмы роту морских пехотинцев и отправить в море. Через 5 дней янки взбунтовались.
В ходе проведения этой переброски войск особо отличились экипажи теплоходов «Латвия», «Лениногорск», «Архангельск» и «Омск», последний доставил по назначению части 51-й ракетной дивизии, вооруженной ракетами Р-12 с ядерными зарядами, составившей основу Группы советских войск на Кубе. Перевозку установок, ракет и боеприпасов осуществляли дизель-электроход «Индигирка» и транспорт «Александровск», который не изменил курса, прорываясь сквозь боевые порядки американских кораблей .
Перевозками на Кубу в дни кризиса были одновременно заняты десятки транспортных судов. В их числе теплоходы «Адмирал Нахимов», «Омск», «Дивногорск», «Сергей Боткин», «Аносов», «Александровск», «Гагарин», «Альметьевск», «Николаевск», «Курчатов», «Ленинский Комсомол», «Алапаевск», «Братск», «Ползунов», «Черняховск», «Волголес», «Мичуринск», «Оренбург», «Балтика», «Пугачев», «Победа», «Грузия», «Лабинск», «Кура», «Амата», «Дубна», «Ургенч», «Беловодск», «Хабаровск», «Латвия», «Полтава», «Кимовск», «Индигирка», «Металлург Бардин» .
В условиях эскалации Карибского кризиса американцы ввели режим блокады Кубы в радиусе 500 км от острова. К кубинским берегам были направлены 183 корабля ВМС США. Геройски проявили себя моряки-подводники советских дизельных подводных лодок, прорывавшихся к острову Свободы и обеспечивших сопровождение транспортных судов «Юрий Гагарин» и «Комилес». Чтобы сорвать продвижение наших подводников надводные корабли США применяли глубинные бомбы и торпеды.
В целях разрешения напряженности руководством СССР было принято решение: части судов, находящихся в море, лечь в дрейф, части – возвращаться на Родину. И, наконец, после состоявшегося 27–28 октября 1962 г. обмена посланиями между Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущевым, начался демонтаж и обратный вывоз части вооружения и военной техники. Перевозки осуществлялись фактически сквозь блокаду, снятую только спустя месяц после достижения соглашений. Ядерные боеприпасы и стратегические ракеты Советского Союза, находившиеся на острове Свободы, под надежной защитой были вывезены в Североморск. В период с 1 по 9 ноября 12 судов, которые находились в то время в портах Кубы, были загружены 42 ракетами 51-й ракетной дивизии, на них было размещено 3289 человек и 1056 единиц техники. Затем суда взяли курс домой. Остальные 3716 человек и 985 единиц техники дивизии на 12 судах были отправлены в период с 18 ноября по 12 декабря. Выгрузка ракет и техники шла (в сравнении с погрузкой) намного медленнее. Так, под выгрузкой суда стояли от 7 до 10 суток, а под погрузкой 2–3 суток .
Для армии Кубы оставлено было лишь оборонительное оружие. Наши воинские части убыли в Союз. Но обучение кубинских военнослужащих продолжалось. Им официально была передана необходимая техника. По-прежнему выполняли свою работу советские специалисты и консультанты (до 1991 г. службу на Кубе несли флотские офицеры-восовцы). Американская сторона, в свою очередь, взяла обязательства не нападать на Кубу и вывезти свои ракеты с территории Турции, Италии и ФРГ, нацеленные ранее на СССР. Так закончился Карибский кризис, во время которого люди Земли, может быть, впервые по-настоящему ощутили дыхание ядерной войны.